Как Правительство искусственно поднимает курс доллара, чтобы получить необходимые 5 триллионов рублей в бюджет от экспорта нефти. Полная и понятная выкладка! При каких нефтяных ценах курс может подняться и до 100, и до 120 рублей за доллар.
Итак, Россия в последнее десятилетие в среднем продавала на экспорт 250 миллион тонн нефти в год. При январской цене в 53 доллара за баррель 1 тонна нефти стоила 402 доллара. Подсчитываем, что за год Россия зарабатывала 100,5 миллиарда долларов.
Учитывая, что работало правило - весь заработок до цены в 42 доллара шел в российский бюджет, а все что выше - в Фонд Национального Благосостояния (ФНБ), эти 100, 5 миллиардов распределялись таким образом – 79,4 миллиарда долларов шли в бюджет, а 21,1 – в ФНБ.
Таким образом, для государства была критичной сумма в 79,4 миллиарда, которая шла на формирование бюджета страны. Власть обменивала эти 79,4 миллиарда долларов по среднему курсу в 62 доллара за рубль и получала 4,9 триллионов рублей. Эта сума составляла четверть бюджета России и шла на все социальные нужды.
Естественно, эти 4,9 триллионов рублей нужны и сейчас. И ни копейки не меньше. Но после того как нефть обвалилась до 30 долларов за баррель - или 228 долларов за тонну - Россия со своих 250 миллионов тонн в год заработает вместо 100,5 миллиардов (или 79, 4, которые идут в госбюджет) только 57 миллиардов. Если Путин, Правительство, ЦБ и все кто к этому причастен, поменяет эту сумму по прежнему курсу в 62 доллара, то получат 3,5 триллиона рублей вместо 4,9.
И что делать, чтобы выполнить все Указы и заплатить все зарплаты бюджетникам?! Только обваливать курс доллара до 80. Теперь легким движением руки мы обмениваем 57 миллиардов по 80 рублей за доллар и на выходе получаем 4,6 триллионов. Недотягиваем до 4,9? Ну ладно возьмем оставшиеся 300 миллиардов рублей из того самого Фонда Национального Благосостояния. Не оскуднеет! Там ведь сейчас 8 триллионов.
Но причем тогда слова Главы Центробанка Набиуллиной о том, что она якобы научилась, чтобы курс доллара не зависел от колебания нефтяных корректировок. Зависит, и еще как! Не зависит только тогда, когда цены на нефть растут, и мы ждем серьезного укрепления рубля. Вот тогда – да, не зависит!
А что было бы, если цена на нефть весь год держалась в районе 25 долларов за баррель? Чтобы получить 4,6 триллионов рублей государству, согласно всем этим расчетам, нужно было бы повысить курс доллара до 100.
А если бы саудиты надолго прогнули цену до 20 долларов в обменниках мы увидели бы вилку 120 – 125 рублей за доллар.
Ну а если в другую сторону посчитать?! Если бы государство не нервировало народ, а сохранило бы в любом случае курс в 62 рубля за доллар.
При цене в 30 долларов за баррель, как было описано выше, недоставало бы 1,4 триллиона рублей (3,5 заработанных против 4,9 необходимых). Ну, в принципе терпимо. Возьмите 1,4 триллиона из 8-триллионного ФНБ и оставьте для нас прежний ценник на все-все-все!
При цене в 25 долларов за баррель - недостает 2 триллиона ровно. Такими темпами с ФНБ выдержим 4 года!
При цене в 20 долларов за баррель – 2,5 триллиона. Живем, ни в чем себя не отказывая, на деньги ФНБ три года. Эх, жаль до выборов года не хватает!
Другое дело, что даже всем этим прогнозам – и со 120-ю рублями за доллар, и с несколькими годами безбедной жизни на ФНБ – возможно, не суждено сбыться. И даже эти прогнозы могут показаться вполне еще радужными.
Все дело в том, что наши стандартные экспортные 250 миллионов тонн нефти могут сократиться до неузнаваемости. Виной тому джихад, который устроили саудовское принцы, выжимая Россию с рынка нефти в Европе. Для европейцев они дали дисконт от рыночной цены в 10 долларов, для Китая – в 6 долларов. Мы такие подарки себе и близко позволить не можем - наша Urals имеет дисконт от Brent всего в 3 доллара. Притом, что Brent несоизмеримо лучше.
Вот и ведет себя Правительство с долларом так, чтобы сохранить тот заработок в рублях, который был ранее. А мы, простые люди, будем расхлебывать их политику и цены с курсом в 80 рублей. А глава Центробанка Набиуллина на белом глазу, как она это сделала 20 марта, будет заявлять – что «все нормально, у ЦБ есть много инструментов, как сдерживать курс доллара, – хотя бы простыми валютными вливаниями, но на данный момент причин для этого нет».
У нее нет – у нас есть! А нормально – это «Полет нормальный, падаем».
Вот мне сложно понять, почему до Эльвиры Сахипзадовны курс доллара с котировками нефти реально никак не был связан, а как она пришла в ЦБ в 2013-м году – связали на морской узел.
Вот – смотрите, котировки нефти раньше были такими: в 2000-м году – $30 за баррель, 2001-2002-м – $25, с 2002-го по 2008-й – постепенно поднялись с $25 до $100, в 2009-м – упали до $60.
А курс доллара все эти годы – вплоть до 2013-го - до прихода Эльвиры Сахипзадовны - был стабильным в районе плюс-минус 30 долларов. Только в 2006-2007-м опустился до 25.
Как видите, никакие ралли барреля в те годы рубль не смущали. Загадка природы!
Как загадка природы, почему курс гривны в несчастной Украине с ее войной и потерей территории опустился с 2014-го года в 3,2 раза – с 9 до сегодняшних 28,8, а курс рубля в счастливой и богатой ресурсами России оказался немногим лучше , опустившись в 2,5 раза – с 32 до 80 рублей за доллар.