В горниле истории буквально сгорел памятник, которым Владимир мог бы гордиться. Ведь бронзовое творение, исполненное по проекту великого скульптора Опекушина (того самого, который изваял Пушкина на Тверском бульваре в Москве), было смыто революционной волной в 1917 году. И, как считают историки, отправлено на переплавку.
То был памятник Александру II, вошедшему в историю как Царь-Освободитель – за то, что ликвидировал крепостное право по манифесту 1861 года. Через двадцать лет после этого Александр II погиб от рук террористов.
А.М.Опекушин поставил памятники Александру II в Москве, Пскове, Кишиневе, Астрахани, Ченстохове, Владимире, Бутурлиновске, Рыбинске и в других городах империи. Каждый из них, отмечают историки архитектуры, был неповторим. Судя по дошедшим до нас свидетельствам и архивным документам, памятники создавались на пожертвования населения. Владимирский - поставили в 1913 году, к трехсотлетию Дома Романовых. Деньги были собраны владимирцами - дворянами, мещанами, купцами.
Вот как сообщала о торжественном открытии памятника 24 августа 1913 года газета "Владимирские губернские ведомости":
«На площадь против здания Городской Думы вышел крестный ход. Перед входом к памятнику крестный ход остановился, и здесь был отслужен молебен. …После этого началось возложение на памятник венков.
Первым был возложен венок от Владимирского городского общественного управления, затем от дворянства, губернского земства, Владимирского уездного земства, Ученой архивной комиссии, купеческого общества…
Открытый памятник представляет собой бронзовую во весь рост фигуру императора Александра II с непокрытой головой в порфире. Левая рука его положена на державу, в правой свиток. Фигура поставлена на двухъярусный пьедестал со ступеньками. Пьедестал красного финляндского гранита, по углам его четыре тумбы шведского лабрадора, на них четыре бронзовых орла, соединенных такими же гирляндами…
Фигура памятника исполнена по проекту акад. Опекушина, а пьедестал по проекту владимирского городского архитектора Жарова».
После того как бронзового «тирана» сбросили наземь косорылые мастеровые, на прагматично сохраненном постаменте – очень недолго – стояла… Статуя свободы!
И Соборную площадь тоже называли при советской власти площадью Свободы. Однако вскоре гипсовая статуя совсем размокла от дождей, да и времена пошли такие, что век свободы не видать…
Так что с 1925 года на этом пьедестале стоит Ленин. Вместо изничтоженных бронзовых орлов были водружены серпы с молотами.
Владимирские коммунисты собираются возле него дважды год. На по-семейному тихие митинги. В день рождения своего кумира и на годовщину Октябрьского переворота.
Впрочем, царский пьедестал послужил даже для двух разных фигур Ленина. Первый памятник (работы скульптора А.Л.Котихина) простоял 25 лет. В 1950 году поставили новый (работы скульптора Н.И.Шильникова). Замена происходила в одну из летних ночей и осталась тайной, покрытой мраком, на долгие годы даже для историков и краеведов.
На вопрос, почему же власти заменили памятник, краеведы до сих пор отвечают неоднозначно: то ли потому, что поднятая рука вождя (на старом памятнике) простиралась к Успенскому собору, то ли потому, что указывала на часы на бывшем здании Городской Думы. В общем, куда-то не в ту сторону. В итоге в нынешнем варианте памятника мы видим руку, опущенную вниз.