Найти тему

Мой ребенок не видит последствий своих поступков.

Подростки очень часто ведут себя безрассудно, сумасбродно, эмоционально и даже рискованно. Такое поведение вызывает тревогу у родителей, иногда открытый страх за жизнь собственного ребенка. Но есть категория поступков, которые вызывают у родителей недоумение и злость. Эти поступки в основном связаны с учебой или нарушением договоренностей с родителями. Не выучил уроки, зная, что будет контрольная и оценка будет влиять на годовую; не предупредил об опоздании и родитель какое-то время не знал где находится ребенок; обманул, зная, что обман все равно раскроется; таких ситуаций множество, но их всех объединяет одно – очевидность последствий и нелогичность поведения подростка. Дело в том, что умение адекватно оценивать последствия, зависящие от своего психологического состояния – это нарабатываемый навык, который тренируется в рамках ассертивного или взрослого поведения. Если вы замечаете за своим ребенком такие ошибки в поведении, которые вызывают у вас недоумение, непонимание и растерянность, значит вам необходимо помочь ему в формировании нового навыка. Чаще всего родители сначала стремятся снизить свою тревогу путем нравоучений, длинного монолога об ответственности и перспективах в жизни, надеясь на здравомыслие ребенка, но этот путь тупиковый по нескольким причинам. Во-первых подросток перестает слушать уже в самом начале мудрого и многозначительного монолога родителя, во-вторых подросток находящийся в протесте считает, что лучше разбирается в жизни, чем родитель. В результате желание родителя помочь как минимум пройдет мимо, как максимум возникнет конфликт. Самый конструктивный путь в этой ситуации помочь своему ребенку научиться этому навыку с помощью умения представлять себе, как он будет себя чувствовать спустя какое-то время. Такой путь будет больше похож на диалог, где родитель использует весомые аргументы для описания и объяснения ребенку последствий его действия или бездействия на уровне эмоций, помогая заранее прожить те причинно-следственные связи, которые в силу неопытности в социальной сфере еще недоступны для ребенка. Такой путь более конструктивный, потому что во-первых правильно выстроенный диалог способен снизить уровень протеста подростка, что значительно повышает качество донесения информации родителем, во-вторых давая подростку возможность обратной связи повышается его заинтересованность в процессе, в-третьих появляется больше шансов узнать эмоциональное состояние своего ребенка, что не всегда бывает просто для родителей.