5 мая 1903 года эсминцы "Властный" и "Грозовой" пришли в Порт-Артур, и менее чем через месяц, 1 июня 1903 года вступили в вооруженный резерв. Летом добрались и остальные миноносцы типа "Форель".Организационно 5 эсминцев типа "Форели" вошли в состав 1 — го отряда эскадренных миноносцев (13 единиц) под командованием капитана 1-го ранга М. А. Матусевича.
В сентябре 1903 года все миноносцы эскадры Тихого Океана были перекрашены в "боевой" серо-оливковый цвет.Боевая подготовка кораблей не отличалась интенсивностью, и большую часть осенне-зимнего сезона эсминцы провели в вооруженном резерве. На 1 января 1904 года в кампании из всего отряда находились лишь "Выносливый" и "Бесстрашный".
В связи с резким обострением русско-японских отношений 18 января корабли эскадры Тихого океана досрочно вступили в кампанию во всех портах, где они находились. Но было уже поздно.
Японская атака 27 января (9 февраля по новому стилю) застала корабли эскадры Тихого океана на этапе боевого развертывания — выведенными на внешний рейд, но не приведенными в полную боевую готовность. Два эскадренных броненосца и крейсер были надолго выведены из строя. И, хотя ни один из русских кораблей не был уничтожен, японский флот с первого дня войны получил преимущество и овладел морем.
Почти каждую ночь эсминцы выходили в дозор и в крейсерство для атаки неприятеля. Также, они охраняли подступы к внешнему рейду, досматривали подозрительные джонки, ставили мины, вели траление, выполняли функции посыльных судов.
Командир 1-го отряда миноносцев капитан 1 ранга Н.А. Матусевич преимущественно держал брейд-вымпел на "Внимательном", лично выводя его в море.
13 февраля 1904 г. "Форели" понесли первую потерю: в ходе ночной вылазки восьми русских миноносцев был потерян эсминец "Внушительный". Вместе с эсминцем "Бесстрашный" они не успели с рассветом вернутся из бухты Кинджоу и были отрезаны от Порт-Артура подошедшим японским флотом. Развив полный ход "Бесстрашный" успел проскочить на рейд на виду у противника. Командовавший же "Внушительным" лейтенант Михаил Семенович Подушкин ошибочно, считая себя отрезанным, повернул назад. Не имея угля "до вечера" и укрытия, он посчитал себя обреченным. Придя в Голубиную бухту, "Внушительный" отдал якорь и был спешно оставлен экипажем. Ни убитых, ни раненых в составе экипажа не оказалось. В середине дня полностью боеспособный корабль был расстрелян японским крейсером "Иосино". По уходу японцев команда попыталась его спасти, но безуспешно. К утру севший на грунт эсминец погрузился по верхнюю палубу. Попытки подъёма "Внушительного" продолжались до мая и были прекращены только с падением Кинджоужской позиции.
Через две недели — ранним утром 26 февраля 1904 все "форели" (за исключением "Грозового", заменённого "Бесстрашным") срочно выходят в море. Подозревая, что дежурные эсминцы "Решительный" и "Стерегущий" находятся в опасности, вице-адмирал С.О. Макаров посылает эсминцы 1-го отряда для их поддержки. К сожалению, опасения оправдались: один из отрядов японских эсминцев перехватил "Стерегущий". В ходе героического боя эсминец погиб почти со всем экипажем. Его подвиг стал одной из самых героических страниц войны, но эскадра потеряла ещё один корабль.
В это же время русский отряд из четырех миноносцев, ведомый НА. Матусевичем, имеющим брейд-вымпел на "Выносливом", обнаружил четыре вражеских миноносца. Находясь в береговой тени и оставаясь незамеченными противником, русские корабли приблизились на дистанцию 8 кабельтовых и в 3 ч 30 мин открыли огонь на поражение.
Застигнутые врасплох японские корабли (отряд эсминцев в составе "Сиракумо" "Асасио" "Касуми" и "Акацуки" под командованием капитана 1- го ранга С. Асая) тем не менее легли на боевой курс и открыли интенсивный огонь. Дистанция была минимальна, но предрассветная тьма скрывала цели, а вспышки выстрелов слепили комендоров обеих сторон. Пользуясь двукратным превосходством в 76-мм орудиях, противник сосредоточил огонь на "Выносливом" и "Властном". Особенно тяжело пришлось флагману. На нем сосредоточили огонь "Касуми" и "Асасиво". Японский снаряд попал в машинное отделение, и "Выносливый" на некоторое время лишился хода. Пользуясь его бедственным положением, японские корабли окружили миноносец с трех сторон и осыпали его снарядами. "Выносливый" яростно отстреливался. Хотя его огонь наносил врагу урон, миноносец находился на краю гибели.
В кормовой части полыхал пожар. Примерно в 3 ч 45 мин снарядом, попавшим в боевую рубку, был ранен начальник отряда Н.А. Матусевич. Трубы отработанного пара обеих машин корабля были перебиты взрывом.
В этот критический момент на помощь подоспел миноносец "Властный". Ведя яростный огонь по противнику корабль под командованием лейтенанта В.А. Карцева приблизился к неприятелю вплотную с намерением таранить "Асасио". Уворачиваясь от удара, "Асасио" застопорил машины, но "Властный" резко отвернул, произведя залп обеими торпедными аппаратами. Русская сторона доложила, по окончании боя, о поражении "Асасио" торпедой и его гибели, но японская не подтвердила это сообщение. По японским данным "Асасио" пошел на слом в 1922 году. Весь "скоротечный огневой контакт" занял не более полутора минут.
Восемь миноносцев кружили во тьме, искали врага и сходились в стремительных и яростных схватках. Пару минут спустя "Властный" осветил "Касуми". В ходе нового короткого столкновения японцы не выдержали огня и, погасив прожектор, резко сменили курс.
Шедшие же концевыми "Внимательный" и "Бесстрашный" с первых выстрелов (3 ч 45 мин) сосредоточили огонь на замыкающем японском миноносце "Акацуки". Очень скоро метким огнем была перебита главная паровая магистраль, и потерявший ход "Акацуки" оказался почти в том же положении, что и "Выносливый". И только своевременная поддержка миноносцем "Касуми" спасла его, как несколько минут назад "Властный" спас "Выносливого". Силы уравнялись и в ходе перестрелки — противники потеряли друг друга во тьме.
По окончании боя русские корабли поодиночке вышли в оговоренную ранее точку рандеву. Убедившись, что все корабли собраны, Матусевич приказал "Внимательному" взять наиболее пострадавший в бою "Выносливый" на буксир.
Но здесь снова обнаружился недостаточный уровень практической подготовки соединения: "Внимательный" не рассчитал циркуляции и столкнулся с "Властным", нанеся ему пробоину по левому борту. К счастью, через образовавшуюся пробоину левого борта оказался затоплен только один машинный отсек, и "Властный" на одной машине добрался до порт-артурской бухты.
С рассветом был подведен общий итог боя: русские потеряли трех человек убитыми и 21 ранеными. Японцы, как выяснилось позднее, потеряли, соответственно, семь и десять человек. По "официальным признанным японским данным" 8 попаданий получил "Асасио", свыше десятка "Касуми". Учитывая, что японцы имели в этом бою двукратное превосходство в весе артиллерийского залпа, действия русских моряков нельзя не признать вполне успешными.
В течение следующего месяца миноносцы 1-го отряда продолжали активно действовать на подступах к Порт-Артуру.
Очередной раз "форели" отличились 13 марта. Миноносцы "Боевой", "Внимательный" и "Грозовой" под брейд-вымпелом капитана 2 ранга Ф.Р. Скорупо вместе с крейсером "Новик" были посланы С.О. Макаровым для обследования островов Мяотао и поиска неприятельских судов. В 9 ч 05 мин у острова Тоцзи-дао они встретили небольшой японский пароход "Ханъйен Мару", с китайской джонкой на буксире. После предупредительных выстрелов "Внимательного" пароход остановился. На его борту обнаружили много шифрованных телеграмм, неисправную мину Уайтхеда (вероятно, подобранную в море). Один из переодетых японцев пытался выдать себя за китайца, но это ему не удалось. После того, как люди были сняты, "Новик" несколькими выстрелами пустил ко дну пароход и джонку.
После гибели "Петропавловска" миноносцы весь апрель вели только сторожевую службу под прикрытием батарей береговой артиллерии. Даже скопище из более 80 японских транспортов при десанте в заливе Энтоа торпедным атакам не подвергалось.
В ночь на 1 мая минный транспорт "Амур" под прикрытием "Внимательного" и "Выносливого"призвел крайне удачную минную постановку. Утром 2 мая на виду всего Порт-Артура броненосец " Хатсусе" затонул в течение нескольких минут, а имеющий большой крен броненосец "Ясима" на буксире медленно повели от русского берега и он затонул уже вне пределов видимости.
К сожалению, русская эскадра оказалась не готова развить успех. Лишь в 13 ч 00 мин на внешний рейд вышли все 16 истребителей обоих миноносных отрядов. Но атакующие были встречены огнем с крейсеров "Касаги" и "Такасаго" и вернулись.
Не прошло и двух недель, как погибла следующая "форель" — "Внимательный" погиб ещё более нелепо и бездарно, чем "Внушительный".13 мая командиры девяти миноносцев получили приказ: обогнуть Квантунский полуостров с запада и осмотреть остров Мурчисон, поскольку существовало предположение, что там укрываются японские канонерки, появляющиеся в заливе Кинчжоу для артиллерийской поддержки своих войск. Миноносцы перешли в Голубиную бухту, и в 23 ч 00 мин отправились на задание.
В состав 1-го отряда входили "Внимательный" , "Выносливый", "Властный" и "Бесстрашный".
В 1 ч 10 мин ночи 14 мая 1-й отряд шел 12- узловым ходом у острова Мурчисон, когда с флагманского "Внимательного" прямо по курсу увидели буруны. Команда: "Полный назад!" запоздала, и корабль налетел на камни. Подошедшие миноносцы нашли его сидящим на мели с креном на правый борт. Снять его тросами, поданными на "Властный", не удалось. Ничего не дала и разгрузка носовой части с одновременным затоплением отсека в корме. Крен на правый борт достигал 40°. Примерно в 3 ч 00 мин на горизонте был замечен свет прожектора и начальник 1-го отряда решил, что оставаться дальше на этом месте становится опасно.
В 3 ч 15 мин Елисеев отдал приказ оставить судно, но предварительно выбросить из пушек замки, вывести из строя торпеды и "выпустить из котлов воду, не выгребая жар" (т. е. пережечь их). Дополнительно Елисеев приказал командиру "Выносливого" лейтенанту А.И.Непенину (будущий командующий Балтийским флотом) торпедировать корабль. После двух выпущенных мин от несчастного судна, по словам офицеров, "не осталось никакого следа".
Следственная комиссия пришла к выводу, что аварию следует "приписать несчастной случайности, столь возможной в море". Действия начальника 1 — го отряда и командира миноносца признали правильными. Единственная претензия к ним заключалась в утере ряда важных документов, включая вахтенный журнал и свод опознавательных сигналов для переговоров с крепостью. Но комиссия не стала акцентировать внимание на этой "недостаче".
Однако несколько дней спустя начали выявляться "крайне неприятные" обстоятельства. Среди местных жителей стали появляться "вещи с русского корабля". По рассказам допрошенных китайцев, близ одного из островов на камнях стоит "брошенный пароход". 27 мая солдаты обошли местные фанзы и обнаружили большое количество продуктов, матросскую и офицерскую форму, электрические лампочки, провода, приемный аппарат радиотелеграфа и даже Андреевский флаг! Все это было снято с "Внимательного", причем судя по тому, что крупа и мука не были подмочены, миноносец даже не затонул. Правда, найти корабль помешал разыгравшийся затем шторм. Следственная комиссия была вынуждена продолжить свою работу.
"Почему начальник отряда считал появление на горизонте проблесков электрических фонарей опасным для девяти миноносцев, посланных атаковать неприятеля? Почему требовалась такая поспешность? Почему начальник отряда не удостоверился лично в уничтожении миноносца, а отдал распоряжение выстрелить миной? Почему он выстрелил миной зная, что глубина мала?.." — вопрошал командующий эскадрой.
Ответ Е. П. Алексеева был долог и неубедителен. А из японских источников выяснилось, что замеченный "свет прожектора" в действительности принадлежал отряду под командованием капитана 2 ранга Нисияма в составе старых судов береговой обороны "Цукуба", "Хайен" и канонерок "Акаги" и "Чокай" — то есть как раз тем кораблям, которые и должен был атаковать Алексеев. Командир "Выносливого" лейтенант А. И. Непенин отвечал, что "не видел корабля" после взрыва торпед и, получив тот же ответ от своих офицеров, счел его уничтоженным и последовал в Голубиную бухту.
Но правда, как выяснилось позднее, оказалась ещё неприглядней. Торпеды взорвались на камнях, не дойдя до цели. К утру начался прилив, и корабль всплыл сам. Ветром "летучий голландец" отнесло на 10 миль к северу, и он вторично сел на мель у мыса Ридж. Здесь его и обнаружил 26 мая японский дозорный миноносец № 42. Судно к тому времени было основательно расхищено китайским населением, но повреждения корпуса и главных механизмов оказались незначительными (!). 9 июня специальная аварийная партия под командованием капитана 2 ранга Фудзимото приступила к спасательным работам. Но к этому времени удары волн разбили днище, обнаружились новые пробоины. Откачать воду из трюмов не удалось, и работы пришлось приостановить. Начался шторм, "Внимательный" вторично сам снялся с камней и затем затонул.Корабль без экипажа самостоятельно принял решение не сдаваться врагу.
Дело "замяли", к ответственности никто не привлекался. История осталась совершенно непонятной и неестественной. Все "виновники" и до и после имели заслуженную репутацию храбрых и умелых командиров. А.И. Непенин прибыл из Шанхая с интернированной там канонерской лодки "Манджур", был назначен на "Выносливый" вместо раненого мичмана А.Н.Заева, а 10 мая стал командиром этого корабля, и поход к острову Мурчисон стал его первым плаванием в новой должности. Всего через три месяца — 31 августа 1904 года, командуя двумя катерами, Непенин атаковал и взял на абордаж большой минный катер флагманского японского броненосца "Микаса", вышедшего ночью к Порт-Артуру для проведения минной постановки. Катер был захвачен и приведен в Порт-Артур.
Дело все-таки в менталитете,для успешной боевой службы на миноносцах нужна определенная лихость,дерзость, а на канонерке подобные качества атрофируются за ненадобностью.
После падения Кинчжоуской позиции к боевым задачам эсминцев добавились прорывы сквозь вражескую блокаду с депешами и донесениями, так как планируемая к установке в Чифу на территории русского консульства радиостанция для прямой связи с Порт-Артуром так и не была введена в действие. Другой задачей порт-артурской эскадры, стала артиллерийская поддержка сухопутных войск и борьба с вражескими канонерскими лодками. Миноносец «Властный» в мае и июне активно участвовал в поддержке русских войск у Цзиньчжоу.
10 июня в стычке с японцами "Выносливый" получил прямое попадание в кормовой гальюн. Правда 75 мм японский снаряд взорваться видимо постеснялся.
Все три оставшиеся "форели" приняли участие в выходе эскадры 28 июля и сражении в Желтом море. Определив, что основные силы эскадры возвращаются в Порт-Артур, туда же направились "Властный" и "Выносливый". "Грозовой" ушел за прорвавшимся на юг крейсером "Диана"и интернировался в Шанхае вместе с "Аскольдом"по приказу командования. За счет интернирования после боя части порт-артурской эскадры она уже не представляла большой угрозы для японского флота.
Восемь оставшихся эсминцев эскадры уже почти не рисковали выходить из-под прикрытия батарей береговой обороны. Японцы же забросали минами все выходы из Порт-Артура. 11 августа для охраны тралящего каравана на внешний рейд отправились "Выносливый", "Разящий" и "Расторопный". Примерно в 18 ч 00 мин "Разящий" наткнулся на мину, но остался на плаву. К нему поспешил "Выносливый" — и на циркуляции тоже коснулся бортом мины. От сильнейшего взрыва корабль разломился пополам. Носовая часть затонула через полминуты, кормовая же чуть позже встала вертикально и ушла в воду с вращающимися винтами. Погибли командир лейтенант П. А. Рихтер 1-й, вахтенный начальник лейтенант А.А. Кашерининов и 10 матросов.
"Властный" — единственный оставшийся в строю эсминец типа "форель" в последующие месяцы агонии эскадры и крепости практически не принимал участия в боевых действиях из-за износа механизмов и нарастающей нехватки угля.
Флот отдал крепости 5000 снарядов,на форты ушли тысячи моряков. После взятия ключевой позиции обороны (горы Высокой) японцы из 280 мм осадных орудий стали планомерно зачищать гавань от русских кораблей. В день прицельно японцы делали около 250 выстрелов. Броненосцы и крейсера тонули каждый день.
Поздним вечером 19 декабря на "Сильном" собранные командиры эсминцев получили приказ на исполнение "Секретного предписания от 28 ноября 1904 г. за № 589" , предписания о действиях при возможной сдаче крепости.Совещание утвердило порядок прорыва оставшихся кораблей, опознавательные сигналы и порт интернирования (Чифу). Миноносцы "Властный", "Статный", "Скорый" и "Сердитый"интернировались в Чифу, а "Бойкий" и "Смелый" благополучно дошли до немецкой военно-морской базы в Циндао. На миноносце «Скорый» под командованием контр-адмирала Владимира Дмитриевича Тыркова успешно вывезли знамёна и секретные документы.
После Портсмутского мира интернированные корабли вернулись хозяевам. При приемке ,как положено,на миноносце недосчитались "посуды,одежды,инструментов,портсигаров отечественных три... " и т.д. Учитывая неопределенность ситуации и отсутствие акта передачи с описью,претензии китайцам предъявлять не стали. На переход во Владивосток без предварительного ремонта оказался способен только "Властный".
О создании и дальнейшей службе миноносцев типа "Форель"-ТУТ.
Опыт эксплуатации эсминцев типа "Форель"( "Внимательный") в боевых условиях Порт-Артура,где они несли значительную часть боевой нагрузки,оказался и положительным и отрицательным.
Во первых жестко аукнулся лимит водоизмещения в 300 тонн при строительстве,стоивший дополнительной 75 мм пушки. Японские истребители с двумя 75 мм вдвое превосходили русские корабли по весу залпа.
Во-вторых ,наглядно проявилось значение кадрового подбора командиров миноносцев. Качества минных офицеров требовались другие-чем на броненосцах и канлодках. Удаль,лихость,дерзость,упорство -то что приносит миноносцам успех в бою.Отряд Матусевича при вдвое меньшей огневой мощи смог эффективно противостоять равному числу японских истребителей.К сожалению,и здесь сработало "проклятие командирской рубки"-Матусевич был серьезно ранен в том бою.
С другой стороны,потеря эсминцев "Внушительный" и "Внимательный" чудовищна по своей нелепости. Здесь и полное несоответствие командиров миноносцев своим обязанностям и массовое помутнение сознание,не объяснимое разумом. Могло быть излечено постоянной практикой,доводящей навыки до автоматизма,но излишком боевой подготовки Тихоокеанская эскадра не отличалась.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.