Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья - про то, какой виделась художникам первая женщина-космонавт раньше, и как изменилось видение ее образа сейчас.
Роль, которая выпала на долю это женщины, предполагала, что она еще при жизни превратится в легенду. Так и случилось. Первый полет женщины в космос, именно советской женщины, простой девушки, ткачихи из Ярославля стал не меньшей сенсацией, чем полет Гагарина.
Понятно, что отбор был жесткий, поскольку полет осуществлялся, главным образом, в пропагандистских целях. Выбор пал на Валентину Терешкову, поскольку она имела безупречную советскую биографию (из рабочих), обычную провинциальную внешность и по своим моральным качествам была идеальна в плане того, что будет неукоснительно слушаться руководства и не проявит никакой самодеятельности.
Тот, факт, что чисто физически Валентина не очень хорошо подходила для полета, был на этом фоне не столь важен. Поэтому она и вернулась из полета еле живая, ее тошнило и рвало весь полет.
Но, разумеется, сам факт подвига налицо. Это неоспоримо. Космонавты, особенно первые - вообще все герои.
Больше Валентина Терешкова в космос, конечно, не летала, став живой легендой, символом, героическим образом. Именно в этом лучезарном качестве она стала частью государственной машины - сперва советской, потом российской. Теперь не роль заключалась в том, чтобы величественно заседать в президиумах.
Если посмотреть на картины выше, то видно, как менялся ее образ, отраженный в искусстве. На картине Амира Мазитова "Чайка" мы видим романтический образ девушки, мечтающей о небе. Очень хорошая картина, светлая, полная надежд, очень шестидесятническая.
Андрей Кортович показывает Терешкову уже без связи с космосом, в полетами, разве что святые проносятся в небе. И на этом фоне - довольно мрачная дама в темном с букетиком ландыша на руках.
На картине К.Ладошкина видим вообще абстрактный образ, в котором мало человеческого. Можно догадаться, что это Терешкова, только благодаря надписи.
Поскольку, продолжая служить свадебным генералом, первая женщина-космонавт никак особо себя не проявляла, то и художники не сильно интересовались ею.
Пока, наконец, недавно она не появилась в очень важном качестве - в образе выразительницы народных чаяний, умоляющих В.В. Путина править российским народом вечно. Поскольку она очень пожилая дама, героиня космоса и заслуженный человек, президент не мог с ней не согласиться. Тем более, народ просит.
Художники встрепенулись, и теперь образ Терешковой вновь в центре их внимания. Но в каком контексте! Это можно видеть на показанном выше примере.
Да, иногда в самом конце своей жизни одним жестом можно перечеркнуть все, что работало на твой прекрасный образ, и оказаться в облике банального лизоблюда...
Почитайте еще на моем канале:
Был ли у былинного Садко реальный прототип?
Был ли Боян Вещий реальной исторической личностью
На канале мужа:
Вот так, оказывается, по-научному называется эта выдающаяся часть тела африканских дам