Найти в Дзене
ПАГЗ ИНФО

Государство выделило на развитие рынка газомоторного топлива 102,5 млрд. рублей

На совещании в Минэнерго РФ 10 февраля 2020 года были подведены итоги развития газомоторного рынка в России в 2019 году.

За 2019 год было введено в эксплуатацию 80 объектов заправок транспортных средств природным газом. Количество объектов достигло 500 ед. Объем реализации природного газа за 2019 год превысил 1 млрд. м3. По сравнению с 2018 годом (0,71 млрд. м3) реализация выросла на 40%. Из 80 объектов заправок 52 было просубсидировано за счет средств резервного фонда Правительства РФ в объеме 2,03 млрд. рублей.

Примечание: объект заправки транспортных средств природным газом" - стационарная автомобильная заправочная станция публичного доступа, обеспечивающая возможность заправки транспортных средств компримированным (сжатым) природным газом (мультитопливные автомобильные заправочные станции, обеспечивающие возможность заправки компримированным природным газом, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, а также криогенные автозаправочные станции, обеспечивающие возможность заправки компримированным природным газом) (Постановление Правительства РФ от 18 октября 2019 г. № 1344).

Совокупный объем средств предусмотренных по линии Минэнерго РФ, Минпромторга РФ, Минприроды РФ, Минтранса РФ на период 2020-2024 гг. составляет 102,5 млрд. рублей. Таким образом, запланированный ежегодный объем средств будет 5-10 раз больше, фактически выделяемых средств на развитие рынка газомоторного топлива в последние годы (субсидии 2-4 млрд. рублей ежегодно на приобретение транспорта на газомоторном топливе).

Примечание: Объемы финансирования поддержки развития рынка природного газа как моторного топлива:
по линии Минэнерго РФ:
- 17,5 млрд. рублей (3,5 млрд. рублей ежегодно) - субсидирование строительства заправочной инфраструктуры компримированного природного газа (далее - КПГ);
- 5 млрд. рублей (800 млн. рублей ежегодно) - субсидирование строительства заправочной инфраструктуры сжиженного природного газа (далее - СПГ);
- 3,5 млрд. рублей (700 млн. рублей ежегодно) - субсидирование переоборудования существующей техники на использование природного газа как моторного топлива;
по линии Минпромторга РФ:
- 16,5 млрд. рублей (3,3 млрд. рублей ежегодно) - субсидирование приобретения новых транспортных средств, использующих природный газ как моторное топливо;
по линии Минприроды РФ:
- 40 млрд. рублей - мероприятия по совершенствованию транспорта в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология»;
по линии Минтранса РФ:
20 млрд. рублей (4 млрд. рублей ежегодно) - мероприятия по обновлению подвижного состава наземного общественного транспорта в городских агломерациях в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Источник: Минэнерго РФ.

Такое существенное увеличение расходов государства на развитие рынка газомоторное топлива говорит о планах государства значительно ускорить темпы роста использования природного газа в качестве моторного топлива. Основным препятствием здесь является маленькое количество объектов заправки транспортных средств природным газом. Сейчас их 500, с 2015 их количество увеличилось всего в 2 раза. В то же время количество АЗС в России превышает 15000.

Стоимость строительства одной АГНКС в зависимости от оборудования и местоположения станции составляет 120-150 млн. рублей, стоимость «дочерней» АГНКС (т.е. объекта на основе ПАГЗ или модулей хранения) 40-60 млн. рублей. При этом государство готово субсидировать 25-40% инвестиций только по АГНКС.

Эффектом от реализации программ поддержки развития рынка природного газа как моторного топлива должно стать увеличение количества объектов заправки до 1400 ед. и увеличение реализации природного газа на рынке ГМТ до 3,8 млрд. м3 в год к 2024 году.

Эффект можно увеличить, если субсидии на строительство объектов заправки в том числе направить на строительство "дочерних" станций на основе ПАГЗ. Во-первых, такие станции строятся гораздо быстрее, чем АГНКС, во-вторых, стоят в 2-3 раза дешевле, в-третьих, найти место под строительство таких станций гораздо проще (меньше по площади, не нужно подключение к газопроводу, меньше требуется электрической мощности). Таким образом, государство могло бы увеличить количество станций к 2024 году в 1,5-2 раза по сравнению с планом.

Примечание: Выделение государством столь значительных средств при этом налагает обязательства на инвесторов, которые хотят воспользоваться субсидиями. В ближайшее время запланировано введение обязательного уровня локализации оборудования, используемого при строительстве объектов:
- для комплектной АГНКС контейнерного или модульного типа - с 2022 года полностью российское производство;
- для некомплектной АГНКС (технологическое оборудование монтируется в рамках строительства объекта) - с 2022 г. компрессорная установка, блоки аккумуляторов газа, заправочные колонки российского производства, а с 2023 года дополнительно компрессор (вместо компрессорной установки) и блок осушки/очистки газа.
Источник: Минэнерго РФ.

Источники: Минэнерго РФ, ПАО "Газпром".

_________________________________________________

Понравилась статья? Тогда ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на наш канал. Это поможет нам понять, что вам действительно интересно, – чтобы рассказать об этом более подробно. Посещайте наш сайт (www.pagz.info), чтобы ознакомиться с более подробной информацией по этой теме.