Найти тему
10,1K подписчиков

Как и кому государство распределяет социальную помощь

216 прочитали
Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Для выполнения программы “Доступная среда” покупаются картофелечистки. Офис врача общей практики подключают к интернету за полмиллиона рублей, хотя в здании уже имеется “выделенка”. Субсидии на развитие малого бизнеса получают коллекторы и микрозаймовые организации. Итог - государство тратит все больше средств на социальные программы. Но получают помощь далеко не те, кто в ней нуждаются.

Недавно нас “порадовали” очередным возмутительным высказыванием:

- Что касается пенсионеров, которым якобы жизненно необходим круглосуточный стационар, то могу с уверенностью заявить, что большинство из них не имеют столь серьезных заболеваний. Если хотите, 90% ложатся в больницу, чтобы отдохнуть от домашних дел и бесплатно поесть, сэкономив на продуктах. Это еще называется дармоедство. И ради этого мы должны тратить миллионы бюджетных средств? - заявил чиновник от здравоохранения Михаил Мальцев во время обсуждения слияния Александровской и Березниковской горбольниц (Пермский край).

Это высказывание можно было бы посчитать очередной бестактностью оторванного от реальной жизни чиновника, если бы оно не свидетельствовало при этом о провале социального обеспечения граждан. Фактически Мальцев расписался в том, что большинство населения страны настолько бедно, что готово позариться на больничную еду.

Между тем уже несколько лет подряд правительство обещает сделать социальную помощь более эффективной. И в первую очередь - адресной. Мол, раньше все подряд могли получать помощь от государства, а теперь ее будут оказывать только тем, кто на самом деле нуждается, зато дадут столько средств, сколько нужно. И впрямь, пособий было немало. Так, в 2010 году в Курской области назначалось 32 вида пособий, компенсаций и иных мер поддержки, в том числе 15 - на региональном и муниципальном уровнях. В Республике Башкортостан - 48 видов, из которых 32 - региональные и муниципальные. В Нижегородской области - 46 видов поддержки, из них 30 - региональные и муниципальные. Это не говоря уже о программах, финансируемых из федерального бюджета. Но что насчет эффективности? По идее, бедных должно было стать меньше, отчего снизились бы и расходы государства. На практике же картина осталась неприглядной, а эффективность расходования государственных средств - под большим вопросом.

АВАРИЙНОЕ ЖИЛЬЕ

Расселение граждан из аварийного жилья, капитальный ремонт многоквартирных домов и модернизацию системы коммунальной инфраструктуры финансирует государственная корпорация “Фонд содействия реформированию ЖКХ”, созданная в 2007 году. Портал “Институт доверительного управления” обращает внимание на то, что госкорпорация с 2014 по 2019 годы заключает контракты с НП “ЖКХ-Контроль”. Общая сумма контрактов - 304,61 млн рублей. Предмет сотрудничества: “оказание услуг по комплексному информационному и организационному сопровождению развития системы общественного контроля и просвещения в жилищно-коммунальной сфере”. В частности, речь идет об открытии в российских регионах Центров общественного контроля и жилищного просвещения. То есть 304 млн ушло на общественный контроль, которым занимаются еще ОНФ, Минстрой и местные власти. В среднем в провинции можно приобрести однокомнатную квартиру в новостройке примерно за 1,5 млн рублей. Вместо “общественного контроля” можно было купить 203 квартиры.

ЖИЛЬЕ ДЛЯ СИРОТ

Отдельная тема - обеспечение жильем детей-сирот. Казалось бы, все просто - выходит из детского дома ребенок и получает жилье. Но у регионов нет на это денег. С 2013 года претендовать на жилье может любой гражданин из числа детей-сирот, который ни к 18 годам, ни позже жилья не получил. Такое расширение нормы привело к массовым искам со стороны граждан старше 23 лет. В итоге, согласно официальным данным, на 1 января 2019 года в реестр нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями включено почти 270 тыс. лиц из числа сирот. За шесть лет в стране сформировалась длинная очередь претендующих на жилье. Около 40% очереди приходится на долю 13 регионов. Нужно учитывать, что несвоевременное исполнение решений судов по обеспечению жильем карается штрафами. Для примера. В 2017 году Саратовский областной суд признал обоснованными требования о выплате компенсации сиротам за пропущенные сроки получения жилья, но значительно сократил размер выплаты: для двух сирот она составила 30 тыс. рублей, а для еще одного - 90 тыс. рублей. В Краснодаре сироте, четыре года ожидавшему квартиры, суд постановил выплатить 50 тыс. рублей компенсации. В 2017 году томские городские власти выплатили 13 млн рублей штрафов за невыполнение судебных решений. Приморскому краю в 2018 году пришлось выплатить 1,2 млрд рублей компенсаций. Этой суммы региону хватило бы на покупку квартир для 16% всех сирот-очередников. То есть штрафы скорее отодвигают возможности сирот получить жилье.

МАЛЫЙ БИЗНЕС

С 2015 года действовала государственная программа поддержки малого бизнеса в регионах. По мнению Счетной палаты, программа, мягко говоря, оказалась неэффективной. За 2015 - 2017 годы помощь досталась лишь 0,1% субъектов малого бизнеса. Причем ряд компаний прекратил свою деятельность сразу после получения денег. - Выборочная проверка показала, что большинство предпринимателей, получивших поддержку, не улучшили свои финансовые показатели, - сообщил на заседании коллегии Счетной палаты аудитор Андрей Перчян. При этом в числе получателей “помощи” фигурировали микрофинансовые организации и коллекторские агентства. Даже малым предприятиям деньги должны были поступать через так называемые региональные гарантийные организации (РГО) и микрофинансовые организации предпринимательского финансирования. По данным Счетной палаты, многие из них оказались коммерческими организациями, “нацеленными на получение прибыли”. Например, среди РГО таких насчитали 20%. Однако государство планирует увеличить финансирование этих организаций. В бюджет на 2019 - 2024 годы заложено дальнейшее увеличение расходов на программу РГО и МФО для малого бизнеса. Всего за шесть лет государство выделит 38,5 млрд рублей, из которых 93,5% - средства федерального бюджета.

ИНВАЛИДЫ

Реализация госпрограммы “Доступная среда” (рассчитана на 2011 - 2020 годы) так и не привела к существенному повышению доступности объектов и услуг для инвалидов. Аудит за 2011 - 2015 годы показал, что такую цель, как “формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности”, просто убрали из программы, но точно не потому, что все объекты стали доступными. Регионы запросили 12,8 млрд рублей субсидий из федерального бюджета за проверенный период. Но на что эти деньги пошли? В 2014 - 2015 годах учреждения здравоохранения Московской области за счет субсидии приобрели электробытовые приборы (картофелечистки, овощерезки, осевые промышленные вентиляторы и иные), технику и оргтехнику, мебель (кресла руководителей, мягкие диваны, стулья), медицинские кровати, массажные кресла, медицинское оборудование, беседки и скамейки, мармиты для первых блюд на общую сумму почти 22 млн руб. В 2014 году Пермская государственная краевая библиотека им. Горького получила 10,7 млн руб. на подъемник для инвалидов и два пассажирских лифта. Но подъемник находился на складе библиотеки более двух лет, его не стали устанавливать. Часто регионы просто давали ложную статистику. В 2015 году Тульская область в одном отчете написала, что сделала доступными 44 объекта, а на другой странице - что 25. За 2011 - 2015 годы было выделено 561 млн рублей на программы содействия трудоустройству инвалидов, в том числе на создание рабочих мест и обеспечение их доступности. Но фактически в рамках госпрограммы “Доступная среда” создали 712 рабочих мест из запланированных 1745. Выходит, примерно 800 тысяч рублей уходило на одно рабочее место. Кроме того за счет средств федерального бюджета модернизировалась “производственная база коммерческих предприятий, не являющихся общественными организациями инвалидов”. А оборудование, приобретаемое за счет средств федерального бюджета, становилось собственностью сторонних организаций. К примеру, ФГУП “Московское протезно-ортопедическое предприятие” после реорганизации стало акционерным обществом, хоть весь пакет документов остался у государства. В результате закрылись 26 его филиалов. “Жители двух регионов, Хакасии и Тывы, фактически лишились протезно-ортопедической помощи”, - приводит слова аудитора Счетной палаты Светланы Орловой пресс-служба ведомства. Система торгов привела к демпингу. В Орловской области и Татарстане цена на контракты снижалась на 60%, в Республике Крым - на 80%. В Краснодарском крае торги по обеспечению протезными изделиями и ортопедической обувью в 2017 году выиграла строительная компания. “Есть случаи, когда компания выигрывает со снижением в 60 - 70% торги по обеспечению продукцией всей территории России. Сложно представить, какого качества продукция предлагается потребителю в этих случаях. А ведь речь идет об инвалидах, маломобильных гражданах, их возможности реабилитации и интеграции в общество”, - отмечает Орлова.

БОРЬБА С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

Большой вопрос вызывает эффективность служб занятости в существующей организационной модели. Ситуация в регионах разная, но часто большая часть средств расходуется на содержание самой службы. Так, Москва в 2016 году на соцподдержку безработных выделила 726 млн рублей. На работу самих учреждений пошло 1,7 млрд. Тогда же в Карелии на содержание учреждений ушло примерно 85% из 223 млн рублей, а на помощь безработным - всего 14 млн. В Коми безработным досталось 400 из 759 млн рублей. Стоит отметить, что в большинстве регионов сотрудники служб занятости сами получают невысокую зарплату - на уровне МРОТ или немногим выше. И пополняют статистику бедных при наличии иждивенца. Нельзя сказать, что власти страны бездействуют в этом вопросе. Уже в этом году Минтруд и Роструд по поручению правительства обновят стандарты работы региональных служб занятости. На модернизацию (включая ремонт помещений и переобучение сотрудников) в рамках нацпроекта по повышению производительности труда будет потрачено 600 млн руб. в 16 регионах России. А что мы получим в модернизированных службах? Введение для сотрудников KPI - ключевых показателей эффективности работы. Причем одним из критериев оценки может стать “количество трудоустроенных людей, в том числе старшего возраста”. Но никакие системы оценки и наказаний для работников службы занятости не помогут создать рабочие места. Куда трудоустроить работников в моногороде? Предполагается, что в рамках федерального проекта сотрудников центров занятости обучат работе с категориями населения, требующими особого внимания. Например, с высвобождаемыми работниками и гражданами старшего возраста. Но в условиях, когда работодатели боятся брать предпенсионеров на работу (из-за введенной уголовной ответственности за их увольнение), последних едва ли утешит, что теперь они будут вечно общаться со специально обученным работником биржи труда.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Отдельного внимания заслуживает эффективность технической модернизации объектов социальной сферы. К примеру, президент проучил подключить все медучреждения страны к Интернету. В 2017 - 2018 годах это в целом было выполнено. Но решение правительства предусматривало всего два типа подключения для больниц и поликлиник: не ниже 1 Мбит/с с использованием спутника для труднодоступных районов и от 10 Мбит/с посредством волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). “Эти два способа не учитывали подключения иными способами, существующими на рынке, которые позволяли предоставлять канал связи с достаточной скоростью и более низким тарифом”, - заключила Счетная палата. Результат - трата больших средств на ненужные мероприятия. Все ради соблюдения рекомендаций. Заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова привела говорящий пример: “Офис врача общей практики в г. Воронеж был подключен к ВОЛС еще в 2017 году, но практически с самого момента установки оборудования ПАО “Ростелеком” его фактически не используют. Здание, где установлен офис врача, подключено другим оператором также по ВОЛС. При этом тариф на скорости 10 Мбит/с составил всего 2 тыс. рублей, в то время как “Ростелеком” за эту скорость запросил 7 тыс. рублей в месяц. Подключение только одного такого кабинета врача общей практики в Воронеже обошлось бюджету более чем в 450 тыс. рублей”.

Полина Самойлова, журналист газеты "Солидарность"

Для выполнения программы “Доступная среда” покупаются картофелечистки. Офис врача общей практики подключают к интернету за полмиллиона рублей, хотя в здании уже имеется “выделенка”.-2

Не забывайте подписываться на наш канал!

Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org