Найти в Дзене
Поребрик.медиа

Отбито в граните. Манеж показал новую технику граффити

Горожане на самоизоляции, закрыты все музеи и выставочные пространства. Однако искусство не останавливается – Манеж открывает выставку «Новые Руины. Гранит». Под открытым небом, на площади у Западного фасада уличные художники представили свои произведения, высеченные на огромных камнях.

Почему граффитчики решили сменить баллоны с краской на кувалды и зубила, «Поребрик.Медиа» рассказал куратор выставки Максим Има.

Максим, расскажи, пожалуйста, как ты пришёл к этой идее – дать уличным художникам огромные валуны, чтобы они высекли на них свои рисунки?

Не могу сказать, что меня часто что-то будоражит в современном, особенно уличном искусстве, но в 2016-м году я побывал в Москве на выставке двух художников – 0331с и Гриши, и они там представили свои работы, высеченные на камнях, но малые формы. Меня это зацепило, я увидел в этом некий возврат к корням уличного искусства, но при этом что-то новое. 0331с с Гришей всегда отличались новыми подходами – они занимались также рисованием с огнетушителя, рисованием выжиганием, т.е. сажей.

Я уже работал с Манежем, и мы вместе с директором Павлом Пригарой пришли к мысли, что не хочется делать стандартную граффити-выставку. Я вспомнил про 0331с и понял, что было бы круто показать людям, что граффити — это не только пацаны, которые умеют баллоном распылять, а люди которые ищут новые техники. Всё менялось несколько раз, и в конце мы решили, что хотим поставить дикий камень, внедрить в городскую архитектуру кусок дикости.

Кто откликнулся на твой призыв? Расскажи, пожалуйста, о художниках– помимо упомянутых тобой 0331с и Гриши.

Женю 0331с можно отчасти назвать со-куратором, потому что мы обсуждали с ним участников. Граффити-тусовка достаточно панибратская, начинается сразу: «А почему ты меня не зовёшь». Я всегда пытаюсь от этого абстрагироваться, приходится объяснять людям, почему ты не подходишь под концепцию, идею. Поэтому я положился на мнение 0331с, кого бы он хотел привезти их тех, кто уже имеет опыт высечения на камнях, и кому это было бы интересно.

фото: Михаил Вильчук
фото: Михаил Вильчук

Участников шестеро – 0331с, Гриша, 404, GIWE, Frouone из Москвы и Ерор ТОЙ из Нижнего Новгорода. К сожалению, петербургских художников, работающих в этой технике, либо нет, либо они выпали из моего поля зрения

Интересно было бы узнать о самой технике высечения, я о ней никогда раньше не слышал. Это изобретение 0331с? Кто из зарубежных художников работает в этой технике? Какую ты видишь у неё перспективу?

Это не его изобретение, есть художники, работающие с камнем, на стыке скульптуры и высечения рисунка. Мы можем окунуться в древние времена, вспомнить изначальное значение слова «граффити» — высекание, вырисовывание абсолютно разными способами. 0331с сделал рефреш этой идеи. Все говорят о недолговечности граффити, что это очень эфемерная штука. А такое граффити … [хрен] выведешь. Они ничего нового не придумали, они провели кураторский отбор чужого опыта, соединили со своим и создали какой-то узнаваемый продукт. Это если говорить словами, приближенным к современным реалиям, потому что мы уже не понимаем, что мы делаем — искусство, контент или продукт. Каждый делает что-то своё.

Мы уже не понимаем, что мы делаем — искусство, контент или продукт

Способов творчества очень много. Например, Вова Абих, Слава ПТРК начали взаимодействовать с технологиями, внедрять QR-коды и прочее – мне это совершенно неблизко, но я понимаю, что к этому есть интерес у людей.

фото: Михаил Вильчук
фото: Михаил Вильчук

Техника у всех ребят разная – кто-то выбивает линиями тонкими, кто-то — более глубокими, а 0331с выбивает рисунок точками. Ребята остаются индивидуальными, нет такого, что там стоят шесть камней, и невозможно отличить, кто есть кто. Стиль всё равно считывается. Frouone – классический граффитчик, один из представителей старой школы конца 90-х, его камень будет с тэгами и минималистичными изображениями. У 0331с и Гриши будут более скульптурные формы. Некоторые из них фристайлом придумывают, что они будут делать, именно смотря на камень, пытаясь увидеть в нём какие-то формы, очертания. Я никогда не говорю художникам, как им нужно делать. Полная свобода.

На мой взгляд, художник, работающий в этой технике на улице, переходит на чуть более высокий уровень вандализма. С аэрозольными красками проще: людям не понравилось, люди закрасили. С зубилом другая история, стене уже может понадобиться реставрация. Это долго и дорого. Больше раздражения у людей. Как насчёт социальной ответственности?

Граффити и социальная ответственность – понятия, которые лишь слегка касаются. Я не стесняюсь заявлять, что граффитчиков не … [волнует], нравится это людям или нет. Они делают то, что они делают. Тех, кто это не любит, остаётся достаточно много, и это нормально. Понятно, что никто не будет высекать на постаменте какого-либо памятника. Люди все с головой. У нас были прецеденты, когда какой-то гастролёр-художник приехал, потэгал на Медном Всаднике, на Аничковом мосту. Тогда ещё не был так развит интернет, но всё граффити-коммьюнити донесло до чувака, что ему … [хана], если его кто-то встретит. У нас также отрицается граффити на памятниках архитектуры, на храмах. Чего не скажешь о Европе. Достаточно побывать в Копенгагене или в Швеции – там храмы стоят затэганные.

Граффити и социальная ответственность – понятия, которые лишь слегка касаются. Я не стесняюсь заявлять, что граффитчиков не … [волнует], нравится это людям или нет

Но эти ребята не работают со стенами. Они работают с камнями. Например, где-нибудь в Невском районе за футбольной площадкой лежит камень заросший мхом, и, если кто-то на нём высек изображение, нужно быть совсем радикально настроенным ко всему, чтобы предъявлять какие-то претензии. Эта техника интересна тем, что ты ничего не уничтожаешь, не портишь.

фото: Михаил Вильчук
фото: Михаил Вильчук

У 0331с очень хороший сайт, где можно увидеть его проекты. Это об эстетике, приключениях и труде, а не о вандализме, не о порче… это даже нельзя назвать имуществом, потому что это никому не принадлежит. Последний проект 0331с – они делали крутую черепаху, которая лежит где-то в Московской области. Это просто камень, который лежит в канаве. Мне сложно представить человека, который скажет, что вот в канаве лежал хороший камень, зачем вы сделали из него черепаху. От вандализма тут ничего нет, мне кажется.

Откуда вообще взяли эти валуны? Сложно ли было доставить их к Манежу?

Мы поехали на каменоломню, которая принадлежит «Группе ЛСР», она недалеко от Приозерска. Мы ездили, выбирали камни. Суммарный вес шести камней порядка 54 тонн. Работы немало — выбрать камни, взвесить, загрузить, привезти, разгрузить. Работали четыре компании, кто-то отказывался.

фото: Михаил Вильчук
фото: Михаил Вильчук

Технически это было сложно. На каждом из этапов я переживал, но в этом для меня своя прелесть. Было тяжело, но интересно. Если тебе нетяжело и неинтересно, то никакой выставки не будет, а если она будет, то будет … [плохой].

Мы начали этот проект ещё в январе, до начала пандемии. Эта выставка ещё раз доказывает, что улица – наиболее универсальное место для презентации, особенно – уличного искусства. Мы могли бы сделать проект в галерее, но в современных условиях карантина мы не смогли бы его показать. Сейчас люди в самоизоляции, но могут сесть в свою машину, выйти, посмотреть и заценить.

Что будет с этими камнями после окончания выставки? Куда уйдут эти шесть валунов весом 54 тонны?

Вся та же самая обратная схема. Увезём обратно на каменоломню. Если сейчас найдётся какой-то заинтересованный человек, готовый приобрести и отвезти себе на участок, мы обсудим этот вопрос. Но скорее всего, мы просто увезём обратно на каменоломню. Не думаю, что там эти рисунки будут прямо уничтожать, скорее, их будут колоть, потому что обычно более малые формы используются для строительства, для облицовки. И они уйдут как расходный материал.

фото: Михаил Вильчук
фото: Михаил Вильчук

Выставка будет идти полтора месяца, они будут стоять на площади. Пройдёт выставка – будем решать. Может быть, эта пандемия настолько продлится, что ничего не будет работать, и они апокалиптически там простоят до сентября, как последнее напоминание о возможности творить на улице, а потом нельзя будет вообще выходить. Посмотрим.

Составляющая граффити в том, что оно будет уничтожено, остаётся.

Алексей Управителев

Граффити
3929 интересуются