Найти тему
Science And Technology

Что происходит с мозгом, когда мы учим новые языки?

Процесс изучения чего-либо оказывает такое же влияние на мозг, как тренировка на мышцы. Если мы будем регулярно практиковать физические упражнения, они увеличатся в размерах и станут сильнее. То же самое происходит с мозгом. Заставляя его работать, мы меняем его структуру, одновременно улучшая определённые функции. Рассказываем о конкретных процессах, которые происходят в нашем мозге при изучении новых языков. 

Начинается обмен информацией между полушариями 

За способность людей использовать свой родной язык у 90% населения отвечает левое полушарие мозга. Если быть точнее, то такие его части, как область Брока (отвечает за артикуляцию речи) и область Вернике (связана с развитием и пониманием языка). Но изучение языка — это настолько сложная процедура, что она не ограничивается каким-либо полушарием и включает обмен информацией между обеими, левой и правой сторонами. За передачу данных между ними отвечает мозолистое тело.

Изучение языка влияет на неврологические структуры и процессы

В 2013 году учёные из Эдинбургского университета провели исследование о корреляции между билингвизмом — практикой попеременного пользования двумя языками — и прогрессированием деменции, болезни Альцгеймера и других когнитивных расстройств. Участниками эксперимента стали 648 пациентов из индийского города Хайдарабад. Из них 391 человек в совершенстве владел как минимум двумя языками. Оказалось, что у людей, владеющих двумя и более языками, деменция развивается в среднем на 4,5 года позже, чем у тех, кто владеет только одним. 

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Увеличивается объем серого вещества

Серое вещество головного мозга состоит в основном из нервных клеток нейронов и отвечает за сенсорное восприятие, память, эмоции и речь. Команда учёных из Джорджтаунского университета сравнила объем серого вещества у взрослых, которые говорят на двух языках с объемом тех, кто говорит только на одном. Большее количество серого вещества наблюдалось в мозге билингвов, особенно в лобных и теменных областях, которые отвечают за исполнительную функцию. 

Более сильная исполнительная функция подразумевает умение анализировать своё окружение, многозадачность и эффективное решение проблем. Однако наибольшим преимуществом людей с развитой исполнительской функцией является их способность справляться с когнитивными расстройствами, такими как деменция и болезнь Альцгеймера, о чем было упомянуто в начале. Это не означает, что мозг билингвов не подвержен когнитивной дегенерации, но всё же они лучше справляются с болезнью благодаря компенсаторным механизмам, возникающим благодаря знанию и использованию второго языка.

Часть мозга, где люди хранят информацию о втором языке, меняется в зависимости от возраста, в котором они его выучили

Американские учёные провели эксперимент с участием 12 добровольцев, свободно говорящих на двух языках. Исследование показало, что люди, которые начали изучать иностранный язык в раннем возрасте, хранят информацию о нём вместе с информацией о своём родном языке. Участники, которые овладели новым языком уже будучи взрослыми, хранили знания о языках в разных частях мозга. Это открытие говорит о том, что мозг запоминает языки по-разному в разные периоды жизни индивида.

Источник: https://scienceandtech.ru/articles/chto-proishodit-s-mozgom-kogda-my-uchim-novye-jazyki/