Найти тему
Анастасия Байкова

У нас растёт число образованных людей и стремительно уменьшается число культурных. Виноват развал СССР?

В современном обществе мы часто сталкиваемся с понятиями «образованный» или «культурный» человек. Безусловно, эти понятия взаимосвязаны, но между ними есть существенные различия. Для начала разберёмся, что лежит в основе понятия «образованность». Образованность - качество личности, характеризующееся наличием и использованием определённых знаний, умений и навыков. Значит, образование - совокупность знаний. Хотя в современном мире не имея образования вовсе, человек может обеспечить себя заработком, все же многие стремятся получить именно высшее образование, т. к. устои нашего времени характеризуют его как престиж, благополучие, определяют статус человека в обществе.

Какой же он - культурный человек? В широком смысле слова культурный - значит богатый духовно, образованный разносторонне, развитый интеллектуально и воспитанный нравственно и эстетически. В узком смысле культурный человек - это человек вежливый, тактичный, воспитанный. Итак, понятия «образованный» и «культурный» совершенно разные, но оба данных качества необходимы для личности ГАРМОНИЧНОЙ.

Возникает вопрос: может ли образованный человек не быть культурным? Безусловно, такое возможно, т. к. культура закладывается в семье и развивается и поддерживается человеком на протяжении всей жизни, а образованность достигается с помощью определенной обучающей деятельности. И наоборот, может ли культурный человек быть необразованным? Да, возможно и такое: человек без образования может прекрасно разбираться в искусстве, быть приятным собеседником, не просто знать, но и следовать правилам этикета и пр. Правда, нынешний народ образован, но зачастую вовсе бескультурен. Это прежде всего выражается в речи.

Всвязи с этим возникает проблема образованного некультурного и необразованного культурного человека. Разберёмся, что из этого хуже? Проще говоря, образованность нужна человеку в определенных сферах деятельности: наука, работа, общение; культура же нужна человеку для гармонии, красоты и смысла жизни. В идеале, человек должен быть и образованным и культурным одновременно, но, как говорится, не важно, какое у человека образование, главное, чтоб воспитание было «высшим».

Было время, когда люди, получая образование, шли в высшие учебные заведения не только за знаниями, или дипломом, а и с культурной просветительской целью. Сейчас образование можно получить за деньги, не выходя из дома, но кем априори являются такие люди?

На данный момент остаётся актуальной проблема современного образования. Многие считают, что раньше оно было лучше и люди были образованнее. Но разве всё зависит от школьных и университетских программ, а не от стремлений самого человека? В настоящее время возможности получения образования значительно расширяются. Создаются благоприятные условия для повышения культуры людей в ходе обучения.

Так почему же происходит стремительное уменьшение числа культурных людей?

-2

Эта тенденция прослеживается с момента развала Советского Союза. Культура стала отходить на второй план, будучи заменённой на потребительское отношение ко всему и вся. Воспитанию детей всё меньше времени уделяется как в семье, так и в образовательных учреждениях. Главной нравственной целью советского образования от детсада до вуза считалась подготовка достойного участника рабочего коллектива, вместе со всей страной строящего «светлое будущее». Начиная с 1990-х годов произошло уничтожение системы моральных ценностей, увеличение агрессии в социумах, рост уровня неравенства, уничтожение интеллигенции как класса думающего и критически настроенного к власти. Главными общественными ценностями считались власть, деньги, общественное положение, и именно на достижение этих целей были направлены основные усилия большинства. Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание было отодвинуто на второй план. 

Безусловно, в настоящее время СМИ, педагогами, прилагаются огромные усилия для повышения культурного уровня населения: на центральном телевидении появляются новые передачи культурно-просветительского характера, открываются новые музеи, на новый уровень развития выходит театральное искусство, большая роль в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании отводится российскому кинематографу. 

Можно согласится со словами Юрия Визбора, а можно оспорить это высказывание, но важно помнить слова великого русского классика А.П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...».

СССР
2461 интересуется