Search Engine Reputation Management (SERM) выделена в отдельную услугу примерно в нулевых годах. Пик популярности в разрезе всего мира приходится на ноябрь 2004 г., о чём свидетельствует динамика в Google Trends. Тогда же и появляются в сети первые зарубежные статьи с упоминанием SERM, что в переводе на русский звучит как управление репутацией в поисковых системах. Краткий обзор инструмента читайте в нашей предыдущей публикации.
На рынке России SERM начинает формироваться только с середины 2009 г. Причём наблюдается прерывистая динамика.
Скорее всего, это свидетельствует о том, что на первых порах компании не желали массово вкладываться в новую услугу. Но дело было за малым: дождаться обновления алгоритмов поисковых систем и входа огромного количества конкурентов в онлайн. Если пользователь введёт запрос с названием компании в строку поиска и получит сплошной негатив, он уходит к её авторитетным и надёжным соперникам.
Спрос порождает предложения
Долю рынка SERM в числовом значении подсчитать не удастся по понятным причинам. Но можно обратиться к исследованиям экспертов по развитию рекламного рынка России.
По итогам 2018 г. на рынке рекламы лидирует интернет с бюджетом 203 млрд. рублей и приростом в 22% по сравнению с предыдущим годом. Согласно статистике АКАР, объём маркетинговых услуг был равен 115 млрд. рублей, прирост к 2017 г. составил 12%.
В 2019 г. развитие продолжается: с января по сентябрь объём рекламы в интернете был около 170 млрд. рублей с приростом в 21% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.
Итог: эффективная реклама должна сопровождаться мониторингом и анализом контента поисковой выдачи, отработкой негатива. В противном случае рекламная кампания окажется провальной. Соответственно, чем выше растёт бюджет на рекламу, тем чаще бренды используют SERM, а в отрасли появляются новые игроки.
Масштабирование SERM: исполнители услуги
По сути, SERM совмещает в себе PR и SEO, поэтому на сегодняшний день эту услугу могут предлагать обе группы исполнителей, включая digital агентства полного цикла. Таковых в России действительно много, а если учитывать самозанятых специалистов, то количество возрастает в разы.
· На портале AllAdvertising только в каталоге PR-агентств насчитывается более 270 организаций.
· Runet Awards ввёл отдельный рейтинг Топ-30 SERM-компаний.
Мошенники в SERM? Да, похоже они есть.
При написании статьи в поисковой выдаче нам попался довольно-таки странный рейтинг SERM компаний, в котором даже не указан год. Удивила методика выбора организаций – она совершенно не отображает реальную картину профессионализма. Компании, попавшие в ТОП, мало соответствуют тем, кто состоит на лидирующих позициях независимых рейтингов. Написать руководству тоже не удаётся – никаких контактов на сайте нет.
Переходим на ресурс лидера – агентство IPiaR. Кто они такие? Мы не слышали, но стало интересно узнать.
На площадке OnBrands, начиная с 2016 г. льются только позитивные отзывы об агентстве. То же самое и на портале whitebiz.info. Не будем дальше приводить примеры – положительных упоминаний об IPiaR просто лопатой загребай. Долго искали негатив. Есть, нашёлся на AllSEO.
Итог: странно, что такой сильный и «мега» упоминаемый игрок отрасли до сих пор не попал в топ популярных рейтингов типа Рунета, AdIndex, AllAdvertising. Похоже, IPiaR сам создал свой фальшивый ТОП для повышения популярности. Жаль, хотелось бы видеть честную борьбу среди конкуренции. Но это их выбор.
А вы за честную борьбу среди соперников в сфере digital или нет?