Статья писалась в 2018 году, но, думаю, что ее основная мысль до сих пор актуальна. Даже не смотря на смену Правительства РФ.
Экономический «Титаник» России в 2014 году столкнулся с айсбергами под названием «МВФ» и «Санкции» и попал под ураган «Эльвира». Команда «Титаника», носящая гордое имя «Правительство», оказалась, по моему мнению, явно не на высоте.
Действия правительства РФ приводят к необратимым последствиям от оттока капитала и удорожанию жизни населения. Усугубляется ситуация шатким положением доллара и общей конъюнктурой на мировом рынке. Россия может пойти ко дну, если кабмин не изменит методы управления социально-экономическими процессами.
Единственная модель борьбы Правительства с кризисом и прочими вызовами в экономике – это фонд национального благосостояния. Другому не учили. А что будет, когда эти деньги кончатся? Крах системы и переход на карточки? Вопрос оставим без ответа.
А теперь по порядку...
Как нам известно 14 июня 2018 года под шумок открытия ЧМ-2018 «новое» правительство вводит ряд предложений по реформированию страны, в том числе -повышение пенсионного возраста и ставки НДС с 18% до 20%.
Повысим пенсии за счет смертности?
Решение о пенсионной реформе было принято еще в октябре 2017 года, когда формировался бюджет. Именно поэтому игра, которую ведет Медведев со своей командой, выглядит как избиение колясочника.
Во-первых, можно было заранее обозначить в законопроекте создание дополнительных, льготных и каких-либо еще рабочих мест для людей в возрасте.
Во-вторых, дать задание Федеральной службе государственной статистики изменить данные о средней продолжительности жизни россиян, так как по данным Росстат этот показатель для мужчин с 2010 по 2017 года в РФ составляет в среднем 60,2 лет.
В-третьих, подготовить адекватную аргументацию. Сейчас Премьер-министр сообщает, что россияне будут жить дольше, где-то до 72-75 лет, в связи с чем государство не сможет отвечать по своим социальным обязательствам. Дальше читаем между строк: поэтому единственным верным решением является сокращение потенциального количества пенсионеров, а тем, кто смог перешагнуть рубеж в 65 можно еще и повысить пенсии.
В-четвертых, почему у людей с заработной платой выше 800 000 рублей пенсионные отчисления на 12% ниже, чем у обычных рядовых граждан? Это прогрессивная шкала налогообложения задом наперед? Самое интересное, что по мнению экспертов выравнивание всех пенсионных начислений до привычных нам 22% - принесет в пенсионный фонд около 600 млрд. рублей в год. Но правительство данный аспект не рассматривает в рамках реформы. Почему? Вопрос оставлю открытым.
Оброк за добавленную стоимость
Реформа НДС – это инженерное чудо, благодаря которому одним движением руки «Титаник» превращается в галеру с металлическими неподъемными веслами.
Повышение косвенного налога – это один из возможных путей сбора денег на реализацию майских указов Президента. Необходимо дополнительно 8 трлн. рублей. А где взять то, чего нет? С бизнеса и граждан. И когда Премьер-министр заявляет, что потребитель не почувствует на себе результат повышения налога, так как на социально-значимые товары НДС останется прежним, возникает вопрос: как производителям социально-значимых товаров компенсировать транспортировку, оплату коммунальных платежей и другие издержки, где НДС становится 20%?
Правильно. Надо заложить их в стоимость. Таким образом, мы получаем повышение цен по всем отраслям экономики. Правда, не понятно зачем при четырехлетнем падении доходов населения проводить такую реформу. По всем правилам экономической теории в кризис налоги снижают. И снижают ставку рефинансирования для того, чтобы бизнес мог брать кредиты и вводить деньги в реальный сектор экономики. Но в нашем случае ставка составляет 7,25%. Это выше, чем рентабельность большинства отраслей экономики. И как бизнесу в таких условиях развиваться?
Где деньги, Зин?
По данным министерства финансов профицит бюджета в первом квартале 2018 года составил около 450 млрд. рублей. К этому можно добавить увеличенный доход в бюджет от продажи нефти почти в два раза. Получается, что деньги есть.
Но государство по какой-то причине ведет политику экономии, то есть мы придерживаемся бюджета, который рассчитывался из 40 долларов за баррель. Всю сверхприбыль мы не учитываем. Вместо того, чтобы вводить деньги в реальный сектор экономики и, таким образом, заставить деньги «работать» мы их складываем в фонд национального благосостояния (ФНБ).
ФНБ – это деньги под подушкой!
Они лежат мертвым грузом и с каждым днем обесцениваются. Но для того, чтобы они обесценивались медленнее мы их переводим из рубля в евро, доллар и фунт. То есть потенциальные деньги, которые можно пустить на реализацию указов президента, обеспечить социальные выплаты, инвестировать в развитие экономики, не используются. Они идут на поддержание ликвидности иностранной валюты, в большей части доллара.
Рублёвый инсульт в поддержку ликвидности доллара
Проблемы доллара связаны с повышением процентной ставки и, если верить заявлениям МВФ, то она будет расти. Это означает, что доллар обесценивается быстрее. Становится менее выгодной валютой. Поэтому МВФ ведет политику, при которой развивающиеся рынки, должны помочь американской валюте восстановить ликвидность за счет массовой ее скупки. Подобные инсинуации мы наблюдали буквально несколько месяцев назад, когда «Банк России» возобновил закупку валюты в размере 17,5 млрд. рублей для минфина.
Операции такого рода приводят к девальвации национальных валют, что мы наблюдали в 2014 году и, по сути, наблюдаем сейчас. Получатся, что ЦБ в РФ дестабилизирует рубль, выполняя требования Международного валютного фонда. Это противоречит прямым обязанностям «Банка России». Если мы добавим заявление Антона Силуанова 20 июня в Совете Федерации о том, что реальная стоимость доллара 50 рублей, то картинка становится все более красочной.
Ураган «Эльвира» наносит удар
Зачатки убийства экономической системы в РФ были заложены еще в 2014 году, когда Набиуллина и ее команда допустили операции типа carry trade. Сarry trade - стратегия получения прибыли на валютном рынке за счёт разной величины процентных ставок.
ЦБ РФ в 2014 году подняла ключевую ставку до 17%, что было подарком для спекулянтов на биржевом рынке. Запуск кэрри трейда привело к тому, что в российскую экономику хлынули иностранные инвестиции.
Правда, эти деньги не попали в реальный сектор экономики.
Главный риск, который связан с операциями подобного типа – это отток капитала. Отток капитала происходит в тот момент, когда маржа подобных операций падает. Сегодня держать деньги в российских ценных бумагах становится не выгодно. Поэтому кэрри трейдеры массово выводят деньги. Только за апрель-май текущего года нерезиденты, по данным ЦБ, продали ОФЗ на 231 млрд. рублей. За 2017 год, в соответствии с отчетом «Банка России», вывоз капитала из страны компаниями частного сектора составил 31,3 миллиарда долларов.
По оценкам экспертов реальная цифра выше – около 25 триллионов рублей за последние четыре года. Существует мнение, что российские банки выкупают долговые обязательства за счет пенсионного фонда. Но информация не точная, хотя вполне объясняет «хаотичные» действия правительства.
Резюме
Экономическая система России растерзана дискредитирующими действиями Центрального Банка и Правительства РФ. И если заключить, что гражданин РФ не является центральной идеей социально-экономических преобразований в нашей стране, то у меня возникает один вопрос: чья эта «невидимая рука рынка», ради которой так усиленно команда Медведева и Набиуллиной пренебрегают 142-х миллионным народом?