Ива склонилась и спит.
И, кажется мне,
соловей на ветке –
Это ее душа.
Басё (1644–1694)
После победы в 1895 году над Китаем, Япония приступила к осуществлению следующей цели, становления Японии как региональной сверхдержавы. В связи с пересмотром под давлением России, Франции и Германии Симоносекского договора с Китаем и потери части завоеваний, японцы определились и с главным потенциальным противником-Российской империей, с интересами которой японский империализм пересекался в Корее и Манчжурии. Для гегемонии в Восточной Азии японцам был остро необходим сильный военно-морской флот. Уже в 1896 году была принята 10-летняя программа судостроения, предусматривавшую выход Японии в пятерку сильнейших морских держав.
"Тэйкоку Кай-гун" должен был пополниться шестью броненосцами 1-го класса, шестью броненосными крейсерами 1-го класса (программа 6+6), а также шестью бронепалубными крейсерами 2-го класса, минными крейсерами и минными транспортами, 23 эсминцами и 63 миноносцами. Вся программа "стоила" 213 304 402 иен, в том числе на новые корабли приходилось 126 047 975. Впервые в программу были включены "истребители миноносцев"(эсминцы).
Благодаря победе над Китаем и огромной контрибуции деньги у Японии были. К тому же на победителя поставила и Великобритания, заинтересованная в местном "союзнике". Японцы получили режим наибольшего благоприятствования по доступу к верфям, артиллерии и новым технологиям.
На 1 февраля 1898 года императорский флот состоял из 43 кораблей общим водоизмещением 103 419 тонн и 28 миноносцев.
Японцы одними из первых оценили потенциал торпедного оружия и даже совершили на этом пути определенные прорывы ("Котака"). После войны с Китаем, показавшей результативность применения миноносцев, японцы обратили внимание и на только что появившийся класс контрминоносцев (истребителей), предназначенный для борьбы с ними.
Лидирующие позиции Великобритании в классе эскадренных миноносцев (истребителей) и особые отношения с "владычицей морей" переориентировали японский флот на сотрудничество с британцами. В Англии были заказаны сразу 12 истребителей миноносцев по типу британских “30-узловых” истребителей (класса B, строились с 1894 года). По шесть эсминцев в 1896—1897 годах было заказано «Ярроу» (тип «Икадзути») и «Торникрофт» (тип «Муракумо»), ведущим английским верфям по строительству торпедных кораблей. Это были первые серийные японские эсминцы. А общее количество эсминцев, построенных по данному образцу и пополнивших Императорский флот до 1909 года составило 55 штук.
Ярроу создал под японский заказ проект на базе заказанного для Аргентины эсминца “Корриентес”. 6 эсминцев типа «Икадзути» были построены на верфи в Попларе в 1897—1899 годах Все они были названы в честь небесных стихийных явлений (гром, молния, радуга, дымка, рябь, рассвет).
На ходовых испытаниях 12 декабря 1899 года «Нидзи» достиг скорости в 31,15 узла, что превышало контрактную скорость в 30 узлов, и принесло фирме премию.
В результате, к началу русско-японской войны Императорский флот располагал 19 эсминцами и 82 миноносцами. Истребители (эсминцы) занимали нишу относительно крупных и мореходных кораблей, с 300-400 тоннами водоизмещения. Они, кроме торпедного вооружения, имели достаточно мощную артиллерию, позволяющую бороться с миноносцами противника. Японские истребители, как и британские, по артиллерии превосходили русские эсминцы, что очень сильно отразилось на результатах столкновений "одноклассников". Перед войной японцы еще более усилили мощь своих кораблей, добавив еще одно 76 мм орудие.
Японские истребители хорошо проявили себя под Порт-Артуром, выигрывая "дуэли" с русскими кораблями из-за кратного преимущества в огневой мощи, а также осуществляя успешные торпедные атаки на крупные корабли.
В Цусимском сражении японские эсминцы тоже оказались весьма удачливы, не потеряв ни одного корабля (по крайней мере официально) и потопив два броненосных корабля и эсминец, не считая добивания поврежденных кораблей.
По итогам войны именно эсминцы стали основными ударными торпедными кораблями, малые миноносцы были переведены в береговую охрану и более не строились.
Однако война выявила и недостаточную мореходность эсминцев британского образца, не каждую погоду могли выдержать творения Ярроу и Торникрофта. К тому же проявились и "дутые" скоростные характеристики. В маневрах у Порт-Артура "30-узловых" иногда уделывали русские "соколы", ибо на практике выжать из британцев больше 26-28 узлов не получалось.
«Ярроу» построил для японского флота еще два истребителя (тип «Акацуки») по улучшенному проекту в 1901-1902 годах, мощность силовой установки была увеличена с 6000 до 6500 л.с.
По опыту русско-японской войны японцы продолжили усиление артиллерии своих эсминцев, у послевоенной серии «Асакадзе» все 57 мм пушки были заменены облегченными 76 мм орудиями.
Эскадренные миноносцы типа «Икадзути» ( 雷型駆逐艦 Икадзутигата кутикукан) — «Акебоно», «Икадзучи», «Инадзума», «Оборо», , «Сазанами», «Ниджи»-6 единиц. Построены в 1899–1900 гг. в Англии.
«Акебоно» IJN Akebono ( 曙 «Рассвет»). Yarrow Shipbuilders, Поплар, Англия. Заложен 1 февраля 1898 года. Спущен на воду 25 апреля 1899 года. Вступил в строй 3 июля 1899 года. С 1918 г. тендер, в июле 1921 г. разоружен. Исключён 8 октября 1921 года, в 1925 сдан на слом
«Икадзучи» IJN Ikazuchi( 雷 «Гром»). Yarrow Shipbuilders, Поплар, Англия. Заложен 1 сентября 1897. Спущен на воду 15(25) ноября 1898. Вступил в строй 23 февраля 1899. Разрушен в результате взрыва котла 9 октября 1913 года, в 1914 разделан на металл
«Инадзума» IJN Inazuma( 電 «Молния»).Yarrow Shipbuilders, Поплар, Англия. Заложен 1 ноября 1897 года. Спущен на воду 28 января 1899 года. Вступил в строй 25 апреля 1899 года. Затонул в результате столкновения со шхуной у Хакодате 16 декабря 1909 года. Исключен из списков в 1910, позже поднят и сдан на слом
«Ниджи» IJN Niji( 霓 «Радуга»). Yarrow Shipbuilders, Поплар, Англия. Заложен 1 января 1899 года. Спущен на воду 22 июня 1899 года 17.12.99. Вступил в строй 29 июля 1899 года. Потерпел крушение у побережья Китая 29 июля 1900 года, исключён из списков 8 апреля 1901
«Оборо» IJN Oboro( 朧 «Дымка»). Yarrow Shipbuilders, Поплар, Англия. Заложен 1 января 1899 года. Спущен на воду 5 октября 1899 года. Вступил в строй 1 ноября 1899 года. 20 октября (2 ноября) 1904 г. подорвался на мине у м. Ляотешань, был отремонтирован, с 1918 года тендер. Исключён 21 июня 1921 года, в 1926 сдан на слом
«Сазанами»IJN Sazanami (漣, «Рябь»). Yarrow Shipbuilders, Поплар, Англия.Заложен 1 июня 1897 года. Спущен на воду 8 августа 1898 года. Вступил в строй 28 августа 1899 года. Исключён 1 апреля 1913 года, с 1914 использовался как гражданское судно «Садзанами-Мару». На слом в 1921 году.
Водоизмещение нормальное 305-306(310) тонн, полное 410(420) тонн. Длина 68,43 м. (67,3 между перпендикулярами). Ширина 6,27 м. Осадка 1,58 м.
Двигатели- 4 котла Ярроу, 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 6000 л.с.,2 винта, скорость 30-31 узел. Запас топлива 40/110 т (уголь). Экипаж 55 человек.
Вооружение- одно 76мм/40 Армстронга и пять 57мм/40 Гочкис. Два 457-мм торпедных аппарата (2x1).
К 1904 году носовая 57-мм пушка была заменена на еще одно 76 мм /40 Армстронга. Тогда же установили радиотелеграфную станцию Маркони, для антенн которой между торпедными аппаратами поставили легкую грот-мачту. Камбуз перенесли из жилого отсека в небольшую рубку, размещенную за котельным вентилятором между первой и второй трубами.
Корпус эсминцев изготавливался из мягкой сименс-мартеновской стали повышенной прочности, толщина листов обшивки 4-5 мм, с 11 водонепроницаемыми отсеками. Карапасная палуба на полубаке обеспечивала улучшение мореходности.
Облегченная конструкция приводила к вибрации корпуса на полном ходу и вызывала обоснованные опасения в прочности. В 1901 года на скоростных испытаниях при максимальной скорости развалился надвое британский эсминец «Кобра», а из шести японских эсминцев первой серии три было потеряно по небоевым причинам.
Силовая установка состояла из двух четырёхцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения общей мощностью 6000 лошадиных сил, четырёх водотрубных котлов типа Ярроу и двух винтов. Котельные отделения со стороны бортов было прикрыты угольными ямами.
На испытаниях 12 декабря 1899 года «Ниджи» показал 31,15 узла, что обеспечило верфи премию за превышение контрактной скорости. Разумеется, данные показатели были получены по стандартной формуле "пиво плюс графит", в идеальную погоду, в облегченном виде без вооружения и запасов, с премиальной командой заводских кочегаров на отборном кардиффском угле. Реально первые японские эсминцы более 26-28 узлов не демонстрировали. Расчетная дальность плавания в 3000 миль также на практике оказалась в 2-3 раза меньше.
Вооружение соответствовало британскому стандарту-одна 76 мм пушка Армстронга в 40 калибров и пять 57 мм 40-калиберных скорострелок. Единственное отличие-трехдюймовку установили на юте, а не над рубкой в носовой части. Два торпедных аппарата удалось разместить только друг за другом в кормовой части.
После прибытия в Японию первым заданием для новых эсминцев стало патрулирование китайского побережья во время подавления восстания ихэтуаней. Во время патрулирования был потерян первый эсминец серии. 29 июля 1900 года новенький эсминец «Ниджи»(«Нидзи») потерпел крушение у берегов Шаньдунского полуострова.
Оставшиеся 5 эсминцев приняли активное участие в русско-японской войне в составе 1-го («Оборо»), 3-го(«Сазанами») и 2-го («Акебоно», «Инадзума» и «Икадзути») отрядов истребителей 1-й эскадры.
Они приняли участие в первой ночной атаке на порт-артурскую эскадру, но успеха не имели.
10 марта 1904 года Третий отряд истребителей капитана 2 ранга М. Цутия («Акебоно», «Сазанами», «Усугумо», «Синономэ») ранним утром возле Порт-Артура встретил возвращавшиеся из разведки русские эсминцы «Решительный» и «Стерегущий». «Решительный» успел укрыться в Порт-Артуре, а «Стерегущий» из-за неполадок с машиной был отрезан и принял бой.
В ходе боя «Акебоно» получил 27 попаданий (4 раненых), а «Сазанами»-8 (1 убитый, 2 раненых), но «Стерегущий» был разбит полностью, потерял ход, пушки вышли из строя, погиб почти весь экипаж ( 47 моряков). На залитый кровью борт русского эсминца высадился мичман с «Сазанами» и поднял на нем японский флаг, трофей попытались взять на буксир. Однако оставшиеся в машинном отделении русские моряки затопили корабль. Через полчаса подошли крейсера «Баян» и «Новик» и подняли из воды четырёх уцелевших членов экипажа «Стерегущего».
В ночь с 12 на 13 апреля «Акебоно», «Инадзума», «Икадзути» и «Оборо» сопровождали на минные постановки у Порт-Артура пароход «Корю-Мару». На рассвете они обнаружили эсминец “Страшный”. Уйти русскому кораблю не удалось несмотря на преимущество в скорости ( на практике он со своими 27 узлами на испытаниях оказался быстрее японских 30-узловых истребителей). В ходе ожесточенного боя русский эсминец был потоплен.
Днём же на этом минном поле погиб флагман 1-й Тихоокеанской эскадры броненосец «Петропавловск» вместе с командующим эскадрой С.О.Макаровым, а броненосец «Победа» был серьёзно повреждён.
Правда и японцам у Порт-Артура иногда доставалось изрядно. 19 мая «Икадзучи» получил прямое попадание тяжелым снарядом, 24 японских моряка было убито. Но корабль смогли увести на ремонт.
Истребители участвовали в бою в Желтом море, но атаковать русских не смогли, зато и повреждений не получили.
2 ноября «Оборо» подорвался на мине юго-западнее Порт-Артура, но остался на плаву и был отремонтирован. По русским отчетам один из японских истребителей был торпедирован в ночь на 3 ноября минным катером с броненосца «Ретвизан», но в японской официальной истории подтверждения этому нет.Некоторые исследования утверждают, что речь идет об одном событии.
В Цусимском сражении приняли участие все пять эсминцев, четыре-во Втором отряде истребителей капитана 1-го ранга Ядзимы и «Сазанами» в 3-м отряде капитана 2-го ранга Иосидзимы.
Отличился «Сазанами». Днем 28 мая ему сдался эсминец «Бедовый» с вице-адмиралом Рожественским и штабом 2-й Тихоокеанской эскадры на борту. Снова не повезло, правда, «Икадзучи», при атаке он был поврежден артиллерийским огнем и 13 человек были ранены.
Эсминцы «Оборо» и «Акебоно» вместе с крейсерами “Ивате” и “Ниитака” стали участниками последнего столкновения на море в этой войне. 5 сентября 1905 года у порта Расин (Наджин) они разошлись без единого выстрела с русским отрядом из двух крейсеров и двух эсминцев.
Самыми страшными врагами первой серии японских эсминцев стали слабая прочность корпуса и стихия. Второй по неудачливости эсминец серии, «Икадзучи» погиб 10 октября 1913 года от взрыва котла. «Инадзума» в декабре 1909 года столкнулся со шхуной в 30 милях южнее Хакодате, переломился и затонул. В 1910 году обе половинки подняли и сдали на слом.
«Сазанами» исключен из списков в 1913 году, с 1914 года использовался как гражданское судно «Сазанами-Мару». «Акебоно» и «Оборо» были разоружены в 1918 году, переоборудованы в тендеры. Все три бывших эсминца пошли на слом в 1921 году(по другим данным в 1925-1926 годах).
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам