Почему же в СССР дети заговаривали раньше? Чем таким особенным отличалась «Программа воспитания и обучения в детским саду» 1987 года от современной инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» 2019 года?
Интересно, что ответственным редактором советской программы была М.А. Васильева, а современная инновационная программа «От рождения до школы» составлена на основе «Программы воспитания и обучения в детским саду» 2004 года под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Новое хорошо забытое старое.
Автор системы обучения речи малышей один и тот же. И вот что он предлагает.
С 5-6 до 9-10 месяцев развивать способность понимать речь взрослого: учить вслушиваться в производимые взрослым звуки, слова, различать интонацию голоса, понимать некоторые слова, устанавливать связь между словом и предметом, по слову взрослого находить взглядом близкого человека («Где мама?») или предмет, постоянно находящийся в определенном месте («Где часы?», «Где столик?»). С 8-9 месяцев побуждать к поиску названного предмета.
Учить по слову взрослого выполнять определенные движения: «ладушки», «дай ручку», «до свидания»; понимать слова- действия «садись», «дай».
Учить подражать слогам ( ма, па, ба, дя), учить звукосочетаниям: да-да, га-га.
Развивать и поддерживать стремление детей вступать в контакт с окружающими взрослыми в играх: «Идет коза рогатая, «Догоню-догоню», «Прятки».
От 9-10 до 11-12 месяцев учить различать близких (взрослых и детей), учить находить предмет по слову взрослого из 5-8 знакомых игрушек одну (куклу, мишку, зайца, собачку, петушка и т.д.).
С 10 месяцев узнавать знакомые предметы на картинке, с 11 месяцев – понимать названия знакомых предметов и выполнять действия с ними («открой-закрой», «сними-надень»), выполнять простые поручения « дай», «покорми».
Учить понимать слова можно и нельзя, хорошо-плохо.
К 12 месяцам учить понимать простейшие слова обозначающие названия предметов и действий: собачка – ав-ав, кукла спит – бай-бай. Научить детей активно пользоваться словами: мама, папа, дядя, деда, баба, дай, на, иди, бах, Катя, нет.
Сравнила я обе программы, методика та же. Но есть в старой программе существенные различия.
В современной программе задания звучат так. Развивать способность понимать речь, поощрять попытки отыскивать близкого человека, учить подражать звукам, поддерживать стремление взаимодействовать.
В советской программе много заданий со словом «учить». Учить вслушиваться, учить выполнять движения, учить различать близких, учить узнавать предметы, учить понимать слова. Многие задания выполняются по слову взрослого. А это уже индивидуальное общение с ребенком.
Насколько полезна эта статья судить вам, уважаемые подписчики. Но считаю, что там, где в обучении ставятся четкие цели, получается четкий результат.