Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера.Прямая и явная угроза."Дмитрий Донской".

Российская империя в последней четверти 19-го века вела Большую игру с другой могущественной империей-Британской.Интересы сверхдержав сталкивались на Балканах,в Центральной Азии и на Дальнем Востоке.Русские ,конечно,знали ахиллесову пяту британцев-многочисленные и растянутые коммуникации. Именно Россия стала создателем нового класса -броненосных крейсеров,истребителей торговли.

Управление российским кораблестроением в этот период оказалось в руках адмирала А.А.Попова,вошедшего в историю не только создателем броненосных "поповок" на Черном море,но и "отцом"концепции океанских крейсеров.Вдохновленный пиар-эффектом действий российских крейсерских эскадр во время американской гражданской войны,где он командовал тихоокеанским отрядом,адмирал создал первые в мире броненосные крейсера с металлическим корпусом-"Генерал-адмирал" и "Минин".

Дальнейшим развитием идеи стал новый проект, учитывающий некоторые пожелания офицеров "Минина" .Новые русские крейсера должны были быть быстроходными(16-17 узлов),чтобы превосходить новые британские "защитники торговли" -"Нельсоны" и "Шеннон" с 12-14 узлами.Вооружение же и бронирование должны были обеспечить превосходство над более быстроходными британскими крейсерами типа "Линдер".

Два полуброненосных фрегата (по действовавшей тогда классификации) получили имена в честь русских князей- «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах». 

Дмитрий Донской — великий князь московский Дмитрий Иванович (1350–1389), впервые объединивший силы русского народа против иноземного ига. После победы в Куликовской битве получил от современников почетное звание Донского.
Владимир Мономах — великий князь киевский Владимир-Василий Всеволодович (1053–1125), боровшийся за воссоединение Руси. Золотая остроконечная, увенчанная крестом, Шапка Мономаха — одна из регалий царского двора, ставшая символом самодержавия в России, сохранявшая значение коронационного венца до 1724 г., когда она была заменена императорской короной. Последующие российские императоры при коронации возлагали руки на Шапку Мономаха.

За основу был принят проект на базе крейсера "Минин". 15 февраля 1880 г. МТК его утвердил к постройке,однако в ходе строительства в проект продолжали вноситься многочисленные изменения.Военно-морские технологии в артиллерии,броне,силовых установках,минном вооружении в этот период интенсивно развивались и новые корабли стали полигоном экспериментов.

В августе приняли решение целиком заменить железную броню на сталежелезную(компаунд), что привело к срочному изменению заказа и конструкции корабля — предполагавшуюся обшивку брони деревом и медью отменили. Уже к сентябрю работа застопорилась, поскольку заводы не справлялись с графиком поставки стали , пришлось заказывать стальной профиль в Англии. Броневые плиты длиной 4,6 м и высотой 2,2 м с трапециевидным сечением (127 мм внизу и 152 мм вверху) заказали английской фирме Каммель. Зато новая броня имела на 20-30% выше прочность и могла изготавливаться плитами вдвое большей высоты.

В ноябре МТК предложил, ориентируясь на британский опыт с крейсерами Phaeton, Leander и Arethusa, вооружить строящийся фрегат паровым катером с минным аппаратом для стрельбы самодвижущимися минами Уайтхеда. В декабре «заведующий минной частью на флоте» контр-адмирал Константин Павлович Пилкин передал указание генерал-адмирала установить в жилой палубе фрегата 3-4 неподвижных минных аппарата (впервые в истории российского флота), доработав проект с минными специалистами Кронштадтского порта. Самыми заметными стали изменения в вооружении и двигателям.

На однотипных кораблях решили провести эксперимент по схемам силовой установки-на "Донском" по проекту оставили одновальную установку с машинами друг за другом,на "Мономахе" же поставили машины рядом и ,соответственно,по двухвальной схеме.Цель была "прийти к точному и безошибочному выводу относительно преимуществ той или иной системы". Увы,итоги эксперимента подведены не были и никаких выводов озвучено не было. 7 апреля 1881 года приняли решение и о разном вооружении кораблей- "Мономах" остался с проектным вооружением- 4 старых "недальнобойных" 203 мм и 12 152 мм новых дальнобойных,"Донской" же получил только дальнобойные пушки-2 203 мм и 14 152 мм. По предложению нового управляющего Морским министерством вице-адмирала И.А. Шестакова на головном корабле 6-дюймовая батарея стала полностью закрытой,а 203 мм пушки подняли на образовавшуюся верхнюю палубу.

В результате изменений и экспериментов два корабля перестали быть совершенно однотипными. Главные различия заключались в типе и количестве артиллерии , устройстве батарейной палубы (на «Мономахе» батарейная палуба была открытой, и лишь 203-мм орудия в спонсонах были прикрыты сверху ), а также в количестве гребных винтов.

С 18 декабря 1880 г. строителем фрегата стал штабс-капитан корпуса корабельных инженеров Николай Евлампиевич Кутейников. 28 марта 1881 года кораблю было присвоено имя «Дмитрий Донской». 9 мая 1881 года состоялась церемония официальной закладки — в присутствии генерал-адмирала Константина Николаевича на 43-м шпангоуте у киля была помещена серебряная закладная доска.

“Дмитрий Донской” во время спуска на воду. 18 августа 1883 г. (С рисунка того времени)
“Дмитрий Донской” во время спуска на воду. 18 августа 1883 г. (С рисунка того времени)

18 августа 1883 года крейсер «Дмитрий Донской» был спущен на воду. Достроечные работы в Кронштадте осложнялись бюрократическими пререканиями между двумя казенными портами и затянулись на два года. В мае 1885 г. на корабле начались приемки и испытания технических средств, артиллерии и минного оружия. Также готовились к визиту императора и к заграничному плаванию. В итоге до августа «Донской» смог выйти в море только три раза.

На испытаниях крейсер показал среднюю мощность машин 5972 л. с. и среднюю скорость 16,16 узлов. Максимальная мощность машин на испытаниях 6737 л.с. дала скорость хода на испытаниях 16.2 узлов.

В состав российского флота «Дмитрий Донской» вошел как полуброненосный фрегат, с 1.02.1892г. переклассифицирован в крейсер 1 ранга .

-3

-4

«Дмитрий Донской» Новое Адмиралтейство . Строительство начато 9 мая 1881 года. Спущен на воду 18 августа 1883 года. Введён в эксплуатацию 1 августа 1886 года. Затоплен командой 16 мая 1905 года .Выведен из состава флота 15 сентября 1905 года

«Владимир Мономах»  Балтийский завод, Санкт-Петербург, Строительство начато 10 февраля 1881 года. Спущен на воду 10 октября 1882 года. Введён в эксплуатацию 1 июля 1883 года. Затоплен экипажем Выведен из состава флота 19 сентября 1905 года

Водоизмещение проектное 5800 т, фактическое к 1905 г. 6200 т. Длина наибольшая (по корпусу) 93.4 м по ватерлинии 90.4 м. Ширина 15,8 м. Осадка средняя 7.0 м ,носом 6.4 м ,кормой 7.85 м. Бронирование - броня компаунд 114…152 мм — пояс (94 x 2.24 м, над водой 0.7 м) , 12,7 мм — палуба
Двигатели- две 3-цилиндровые вертикальные паровые двойного расширения компаунд-машины, ,6 двойных огнетрубных котлов (с 1903-8 циллиндрических), номинальная — 7000 л. с., максимальная — 7360 л. с. Движитель- 1 гребной винт. Скорость хода проектная 17 узлов ,на испытаниях 16 узлов ,фактически к 1905 г. 15.4 узлов . Дальность плавания при скорости 10 узлов 2830 миль (с 1903 - 3300 морских миль). Экипаж 515 человек, из них 23 офицера
Вооружение-
первоначальное: 2х203-мм орудий в 30 калибров 14х152-мм орудий в 28 калибров 6х87-мм пушек (4-фунтовых) 10х37-мм /23 пушек Гочкиса , 2х64-мм /20 десантных орудий Барановского
1886—1895: 2× 203мм/30, 14× 152мм/28, 4× 87мм/24 (все обр. 1877), 2 × 64мм/20 Барановского, 4× 47мм/??, 4× 37мм/23, 4-ств. 11мм картечница Фарингтона
1895—1902: 6× 152мм/45 Кане , 10× 120мм/45 Кане, 2× 64мм/20, 8× 47мм/43Гочкис , 10× 37мм/23 Гочкис
1902—1905: 6× 152мм/45, 4× 120мм/45, 6× 75мм/50, 2× 64мм/20, 8× 47мм/43,10× 37мм/23, 2× 7,62мм пулемёта Максима.
Минно-торпедное вооружение- 381-мм надводных торпедных аппаратов 5 (4 бортовых установлены при постройке, вскоре добавлен 1 носовой), 254-мм метательных минных аппаратов (на катерах) – 1, мин заграждения: боевых 30 учебных 50

В перерывах между плаваниями «Донской» проходил модернизации и ремонты. Так, например, в 1889 году МТК согласовал демонтаж его трех тяжеловесных мачты с последующей заменой на более легкие конструкции, не предполагающие использование парусного вооружения. Благодаря этому, крейсер удалось разгрузить более чем на 100 тонн.

В 1894-1895 гг. корабль прошел капитальный ремонт, в ходе которого была заменена его устаревшая главная артиллерия: вместо двух восьмидюймовых и четырнадцати шестидюймовых орудий были установлены шесть шестидюймовых и десять 120-мм пушек Канэ. Тогда же была произведена замена котлов и переборка машин.

-6

-7

С осени 1887 года "Дмитрий Донской" два года нес службу на Средиземном море,где был флагманом особого отряда.

В 1887 году вошёл в состав Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала А. А. Корнилова. Основной эксплуатационной проблемой крейсера в теплых морях стало усиленное обрастание корпуса, которое захватывало не только на сталь но и медную обшивку. В качестве временной меры в японском доке поверхность брони была покрыта лаком, а по возвращении в Кронштадт в мае 1889 года было решено распространить конструкцию защиты подводной части корпуса и на броневой пояс.

-10

-11

После кратковременного пребывания в Средиземноморье ,с июля 1892 г. крейсер базировался во Владивостоке, составляя главную ударную силу эскадры. В 1893 возглавил визит отряда русских кораблей («Генерал-Адмирал» и «Рында») в Нью-Йорк на празднование 400-летия открытия Америки. Все дни наши корабли осаждали толпы американцев, а приглашений с берега было так много, что офицерам, чтобы везде поспеть, приходилось делиться на партии. По недостатку собственных электрических ламп (иностранцы, похоже, прибыли с уже готовой иллюминацией) фирме Эдисона заказали специальные иллюминационные щиты. На "Дмитрии Донском" между фок- и грот-мачтами светился императорский вензель с короной, "Рынду" украшали сиявшие в ночи скрещенные русский и американский флаги со звездой...  

DmitriyDonskoy1893New-York
DmitriyDonskoy1893New-York

После ремонта и замены артиллерии 29 октября 1895 года «Дмитрий Донской» и новейший крейсер «Рюрик» вышли в Средиземное море, где намечался конфликт из-за черноморских проливов.

14 февраля 1896 года крейсера были отправлены на Дальний Восток, и 9 апреля прибыли в Нагасаки. Этот этап тихоокеанской службы затянулся для «Донского» на шесть лет. 7 октября 1897 года он первым вошёл в новый владивостокский сухой док, а в марте 1898 года побывал в только что «арендованном» у Китая Порт-Артуре. В 1900 году крейсер участвовал в больших манёврах флота и армии под Порт-Артуром, перешедших в реальные боевые действия, связанные с «восстанием боксеров».12 декабря 1901 года «Донской» (под командованием капитана 1-го ранга М. И. Ван-дер-Шкруфа) в составе броненосного отряда под флагом контр-адмирала Г. П. Чухнина вернулся из Порт-Артура в Кронштадт, где был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль для Тихоокеанской эскадры: шесть из десяти его 120-мм пушек заменили на 75-мм орудия.

-14
-15

В 1903 году крейсера «Донской» и «Алмаз» должны были сопровождать на Дальний Восток отряд миноносцев, но сборы затянулись, и крейсер вошёл в состав отдельного отряда под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса. К началу войны отряд успел преодолеть только Красное море, получив приказ вернуться. Командир «Донского» капитан 1-го ранга Л. Ф. Добротворский без приказа приступил к перехвату военных грузов, шедших в Японию, взял 6 призов,но "партнеры"погрозили пальчиком и  Добротворский получил из Главного морского штаба категорическое предписание освободить задержанные суда.

Офицеры крейсера во время Цусимского похода
Офицеры крейсера во время Цусимского похода

Отряд Вирениуса был вынужден вернуться на Балтику и дожидаться комплектования Второй тихоокеанской эскадры. «Дмитрий Донской» возвращался на ставший уже вторым домом Дальний Восток не в лучшей боевой форме (в значительно более «инвалидном и ослабленном» состоянии, чем то, в котором он его покидал в 1901 году ,по словам старшего офицера корабля, капитана второго ранга К.П.Блохина) .

-17

Отслуживший уже два десятилетия крейсер ,тем не менее,достойно выдержал восьмимесячный поход вокруг Африки и 30 000 километров без захода в базу.Техническое состояние,естественно,не было идеальным- «5-ый двойной котел сильно тек и был выведен… другие котлы также были не совсем исправны». «Донской», который, как показывал сам контр-адмирал Энквист, был одним из двух самых тихих судов эскадры и «давал не больше 12 узлов». Командиром корабля в походе был капитан 1-го ранга Иван Николаевич Лебедев.

Капитан первого ранга Н.И.Лебедев
Капитан первого ранга Н.И.Лебедев
DmitriyDonskoy1904
DmitriyDonskoy1904

14 мая 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив. А. В 9 часов 15 минут утра 16 мая «Дмитрий Донской» затонул на глубине не менее двухсот метров , не спустив флага . В точке с координатами 37 30′ с.ш., 130 57′ в,д.

Бой "Дмитрия Донского" стал последним боем 2-й Тихоокеанской эскадры...

Подробно об участии крейсера в Цусимском сражении и его гибели-ЗДЕСЬ.

Крейсер "Дмитрий Донской" в момент своего появления был "на острие" технического прогресса.На нем появилась компаунд-броня,торпедные аппараты,даже миноноска со своим "минным аппаратом".Даже для постановки мин он мог пригодиться.Плоды усилий адмирала Попова создали русский океанский крейсерский флот,вызывавший жуткую головную боль у адмиралтейства "владычицы морей".

Корабль хорошо показал себя во время насыщенной 20 летней службы- машины его (Балтийского завода кстати)работали добросовестно,хотя носило его по всей планете-от Чифу в Китае до Нью-Йорка с регулярным возвращением в Кронштадт.

Слабым местом была перегрузка,особенно в первые годы-когда в полном объеме сохраняли парусное вооружение,которое уже показало свою абсолютную непригодность для современных кораблей(под парусами крейсер не мог набрать и трех узлов). Однако отказаться от чего то привычного ничем не легче-чем принять что-то новое.

В бою крейсер показал неплохую живучесть,но,увы,уже не соответствующие времени скоростные возможности. Ослабленная при модернизации артиллерия тем не менее записала на свой счет попадания,хотя общей ситуации с подготовкой артиллеристов и снарядными "странностями" это не компенсировало.

15 июля 2018 года в 9:50 по местному времени, южнокорейские поисковики компании Shinil Group нашли «Дмитрия Донского» в Японском море в 1,3 километра от острова Уллындо на глубине 434 метра. "Мы также идентифицировали название корабля — «Дмитрий Донской» — на его корме" — рассказали представители компании. Корпус сильно пострадал от снарядов, корма почти разрушена, но борта и палуба хорошо сохранились. По слухам крейсер вёз золото для Российского тихоокеанского флота, Shinil Group оценивает его вес в около 200 тонн. Как утверждают в корейской компании, на борту «Дмитрия Донского» находится очень большой запас золотых монет, золотых слитков и прочих драгоценностей, всего 5500 ящиков. По оценкам экспертов «Shinil Group», стоимость этих запасов в современных деньгах составляет 150 триллионов вон, более 133 миллиардов долларов .

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.