В 1898 году Мария и Пьер Кюри открыли радий. Рассматривая как лекарство обладающие восстановительными свойствами радий добавлялся в зубную пасту, использовался в медицине, в воде и пище. Сияющий люминесцентный зеленый использовался в косметические товары и ювелирных изделиях и только в середине 19 века люди осознали, что пагубные последствия радия как радиоактивного элемента сводят на нет его визуальные преимущество.
К сожалению, радий не единственный пигмент, который исторически считавшийся безобидным и полезным оказался смертельным это досадное различие включает себя три цвета, которые мы давно привыкли использовать для украшения себя и производимых предметов, это белый, зеленый и оранжевый.
Наша история начинается с белого.
Ещё в 4 веке до нашей эры древние греки обрабатывали свинец чтобы получить ослепительно белый пигмент, который мы знаем как свинцовые белила. Так в чем проблема? Свинец всасывается в организм человека и распределяется по крови мягким и минерализованным тканям которым относятся: костная ткань, дентин, клетчатый и без клетчатые цемент и, эмаль зуба. Однажды попав в организм свинец нарушает нервную систему, где он имитирует и нарушает нормальной функции кальция нанося вред начиная с понижение обучаемости до повышения артериального давления. Тем не менее практика использования этого токсичного пигмента продолжалось сквозь время и культуру свинцовые белила были единственным удобным выбором для белого масла и темперы до 19 века.
Чтобы сделать свои краски художники измельчали блок свинца в порошок подвергая себя воздействию высоко токсичных частиц пыли. Вольное обращение с пигментом привело к известным коликам художников или тому что мы теперь называем отравлением свинцом художников. Работавшие со свинцом жаловались на: слабость, меланхолию, кашель, повышенную чувствительность сетчатки глаза и даже слепоту, но плотность свинцовых белил, непрозрачности, теплый фон были неотразимо для таких художников, как Ян Вермеера, а позже и импрессионистов. Свечение этого пигмента не могло сравниться с другими и он продолжал широко использоваться до тех пор пока не был запрещен в 70-ых годах 20 века.
На деле все гораздо страшнее и опасное, действие белого цвета меркнет по сравнению с другим более широко распространенным пигментом зеленым.
Два синтетических зеленых пигмента названных зелень Шеелея и парижская зелень были, впервые предоставлены в 18 веке они были гораздо более насыщенными яркими чем относительно тусклая зелень, изготовленная из натуральных пигментов.
Поэтому эти два пигмента быстро стали популярным выбором для краски, а также красители для текстиля обоев, мыла, украшений для тортов, игрушек, конфет, и одежды эти зеленые пигменты были полученные соединения называемого ацетат арсенид меди в организме человека воздействие мышьяка может привести к повреждению клеток и их неправильному функционированию также высокие уровни мышьяка были напрямую связаны с сердечными и раковыми заболеваниями. В результате работники ткацкой фабрики 18 века часто были отравлены, а кожа у женщин в зеленых нарядах, по имеющимся сведениям, разрушалась под воздействием мышьяка. Ходили слухи, что постельные клопы не жили в зелёных комнатах и даже было предположение, что наполеон умер от медленного отравления мышьяком отдыхая в своей спальне с зелеными обоями.
Сильная токсичность этих зеленых пигментов оставалось тайне до тех пор, пока описание мышьяка не было опубликовано в 1822 году и спустя столетия он был использован в качестве
инсектицида искусственный. Зеленый цвет был, пожалуй, самым опасным цветом в широком использовании, но по крайней мере он не имел ничего общего с радиоактивными свойствами в отличии от другого цвета…
Оранжевый.
До второй мировой войны для изготовителей керамической посуды было обычным делом использовать оксид урана, для цветной глазури, это соединение было красного и оранжевого цвета и придавало посуде глянец, это явилось особенностью привлекающий внимание если бы не радиация, которую эти изделия излучали. Разумеется, радиация была явлением, о котором мы даже не подозревали до конца 19 века, не говоря уже, о связанных с ней рисках заболеваний раком которые мы обнаружили намного позже.
Во время второй мировой войны правительство США конфисковала весь уран для использования его в разработке бомб, однако комиссия по атомной энергии смягчила эти ограничения в 1959 году и обедненный уран вернулся на заводы по производству керамики и стекла поверхность оранжевой посуды изготовленные в прошлом десятилетии возможно до сих пор опасно наиболее
примечательно то что старинная керамическая посуда является источником радиоактивности и, хотя уровень излучения достаточно низкие находясь на полке посуды не представляет риска для здоровья. Агентство по охране окружающей среды США предостерегает от употребления пищи из такой посуды хотя мы все еще иногда сталкиваемся с проблемами использования искусственных пищевых красителей наше научное понимание помогло нам сократить количество опасных цветов в нашей жизни.