Сериал «Семнадцать мгновений весны» запомнился зрителям не только блистательной игрой выдающихся советских актеров, но и безупречным (или почти безупречным) их облачением во вражескую военную униформу времен Второй мировой войны.
Некоторые неточности при съемках все же были допущены.
Например, на правом рукаве формы всех без исключения офицеров SS и SD, показанных в фильме, красовался почетный серебряный «Шеврон старого бойца» СС, указывающий на их принадлежность к НСДАП, тогда как членами этой партии были далеко не все из них.
Более того, правом ношения шеврона обладали лишь те члены НСДАП, которые стали таковыми до того, как Гитлер достиг вершин власти (то есть до 1933 года).
Листайте галерею: → → →
Такой шеврон – в соответствии со сценарием - точно мог носить Штирлиц, а вот члены РСХА Айсман и Мюллер, вступившие в НСДАП в 1939 году, и Холтофф, не являвшийся членом НСДАП, право на его ношение не имели.
Цвет и другие особенности формы
Черная форма СС, в которую облачался Штирлиц, имела один погон. По действовавшим в СС правилам, униформа с одним погоном предназначалась для членов этой организации, тогда как военнослужащие подразделений СС снабжались униформой с двумя погонами.
Различие было обусловлено практической целесообразностью, поскольку с помощью погон удерживались плечевые ремни патронных сумок и прочей амуниции. Не участвовавшим в боевых действиях рядовым членам СС второй погон попросту был не нужен.
При этом вместо традиционных нарукавных повязок на рукавах красовались шевроны с отображением орла, удерживающего когтями свастику, - герба Третьего Рейха.
В некоторых кадрах кинофильма Штирлиц показан в полевой форме СС серого цвета с двумя погонами, что явно указывало на его принадлежность именно к воинским формированиям СС.
В действительности должностному лицу управленческого аппарата СД штандартенфюреру СС (примерно соответствует званию полковника) Штирлицу полагалось носить светло-серую униформу, введенную взамен черной отдельным распоряжением в 1938 г.
Новой формой сначала обеспечивались сотрудники главных управлений центрального аппарата СС, а во вторую очередь – нижестоящие подразделения.
С началом активных боевых действий в Польше, а затем и на территории Советского Союза процесс перехода на новую серую форму в подразделениях СС значительно ускорился, к чему подталкивал руководство СС сам Гитлер, который никак не желал мириться с резким контрастом между черной эсэсовской формой и серо-зелеными мундирами прочих солдат вермахта.
Солдаты регулярной армии презрительно относились как к черному цвету формы, приписывая ее «тыловым крысам», так и в целом к воинским формированиям СС, не обладавшим достаточным боевым навыкам и часто выполнявшим на поле боя роль «пушечного мяса».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
2. Какие главные знаки отличия имелись на (почти) всех немецких армейских мундирах нацистской Германии?
3. Как выглядела униформа добровольцев 20-ой гренадерской (1-ой эстонской) дивизии СС?
Понравилась статья? Будем рады Вашим лайкам и комментариям. Подписывайтесь на наш канал )))