Некогда ученые для исследования иммунитета проводили над животными жуткие опыты. Сразу после рождения в асептичных условиях, обычно путем кесарева сечения, животные помещались в абсолютно стерильные условия, где и проводили всю свою жизнь. Всем известно, что окружающая среда кишит вирусами, бактериями, паразитами, насыщена токсинами, и все это сокращает нашу жизнь.
Казалось бы, животное с ограниченной и известной микрофлорой в стерильных условиях (а оно и называется гнотобиотом), должно быть абсолютно здоровым и нормально жить и развиваться. Ан нет – гнотобиоты плохо развиваются, по своей природе очень хилые и живут недолго, в сравнении со своими сородичами, живущими далеко не в тепличных условиях и подверженными всем опасностям окружающей среды. В чем же дело?
Оказывается, организм не может существовать без постоянных проверок на прочность. Да, иногда эти проверки приводят к гибели организма, но в целом популяции они идут только на пользу. На то и щука, чтобы карась не дремал. Как это ни парадоксально, при уничтожении в округе волков вымирают олени.
Одной из особенностей гнотобиотов является полное отсутствие у них кишечной микрофлоры. Вот тут то и зарыта собака, и с некоторой точки зрения, все современные люди тоже в той или иной степени гнотобиоты – у многих из них «слабый желудок», или тонкие кишечные стенки. Это следствие того, что кишечная микрофлора (около 30 триллионов микроорганизмов нескольких сотен разных видов, общей массой 1-3 кг) у них далека от идеального состояния.
Принято считать, что полезные кишечные бактерии способствуют развитию правильного иммунитета, но сами по себе эти слова мало что объясняют. Проще начать объяснение с другой стороны. Любые белки пищи, как чужеродные, являются для человека аллергенами. Спрашивается, отчего же мы не покрываемся пятнами, съев яичко или выпив стакан молока с растворенным в нем скубом спортивного протеина?
Да просто оттого, что собственно столь чувствительный к чужеродным белкам организм начинается по «ту» сторону кишечника, а здоровый кишечник – своего рода фильтр, не пропускающий большие молекулы белка (размером до десятков и сотен нм); через него могут проникнуть лишь продукты расщепления белка ферментами кишечного сока – более мелкие молекулы аминокислот (поперечником порядка 0,3 нм).
И если каждый белок строго индивидуален (как, скажем, текст написанного и набранного в типографии середины 20-го века рассказа), то аминокислоты обезличены, как литеры рассыпанного типографского набора этого же самого рассказа.
У новорожденных младенцев кишечник еще незрелый, и для белков проницаем, оттого у них так часто наблюдается аллергия на новый пищевой продукт, и вводить им прикорм следует очень осторожно.
У взрослого человека проницаемость кишечника регулируют полезные бактерии, и если по каким-то причинам (нездоровое питание, лечение антибиотиками), нормальное функционирование кишечной микрофлоры нарушается, полезные бактерии вытесняются чужеродными («природа не терпит пустоты»), и на почве иммунных конфликтов развиваются воспалительные процессы в кишечнике, что и приводит к нарушению его защитной функции (т.е. к повышению проницаемости для крупных белковых молекул).
И тогда злейшими врагами становятся безобидные молочные и яичные белки, и даже глютен – белок пшеницы, которую человечество выращивает и употребляет в пищу свыше 10.000 лет. Причина вдруг возникшей моды на безглютеновое питание (при том, что болезнь целиакия ранее была редчайшей болезнью – в городе-миллионнике носителей этой болезни насчитывалось хорошо если сотня-две) – возросшая до 1% частота проявлений болезни.
Заявить о своей непереносимости глютена, после соответствующих заявлений известных селебрити, становится хорошим тоном и признаком изысканности, Спрос рождает предложение, и под «безглютеновые продукты» в супермаркетах стали отводится целые полки.
Так может быть имеет смысл (если только вы действительно не болеете наследственной целакией), прежде чем переходить на безглютеновое питание, выдавить из себя по каплям гнездящегося гнотобиота и нормализовать микрофлору, дав ей полноценное питание – пищевые волокна и кисломолочные продукты, во всех их разновидностях, из цельнозерновых хлеба и каш, овощей и фруктов, и периодически меняя закваску самостоятельно заквашиваемых йогуртов?