Найти в Дзене
Тайны мира

"Союз" — "Аполлон". Предыстория полета

В начале 70-х годов прошлого века холодная война прочно вошла в сознание каждого советского человека. Правда некоторые ветераны искренне не понимали как можно ненавидеть американцев, проливавших вместе с нами кровь на фронтах Второй мировой войны. И вдруг мир облетела весть о совместном космическом полете советского и американского космических кораблей. Это известие вызвало бурю неподдельного восторга не только в СССР и США, но и у всего прогрессивного человечества. Но путь к первой международной стыковке был нелегким.

Сатурн V. Источник изображения: сайт spacegid.com
Сатурн V. Источник изображения: сайт spacegid.com

В 1969 году американцы торжествовали победу в космической гонке — именно США удалось высадить первого человека на Луну (а кроме них до сих пор это никому и не удалось). Однако и успехи СССР в области космонавтики отрицать было нельзя — первые спутник и человек в космосе были достижениями советского народа. В то время как политики двух стран откровенно враждовали, ученые обеих держав с интересом обменивались знаниями и опытом на международных симпозиумах.

Мстислав Келдыш. источник изображения: сайт ru.wikipedia.org
Мстислав Келдыш. источник изображения: сайт ru.wikipedia.org

Идею стыковки и совместного полета впервые предложил другой стороне глава НАСА Томас Пейн в личной переписке с главой АН СССР Мстиславом Келдышем. Было это в начале 1970 года, а в конце октября этого года была создана совместная рабочая группа по проблемам стыковки космических кораблей 2 стран. Подобное было бы невозможно, если бы в диалоге между государствами не наметилось потепление. Спустя 2 года президент Соединенных Штатов Ричард Никсон и глава правительства Советского Союза Алексей Косыгин подписали соглашение о сотрудничестве в космосе в мирных целях.

Источник изображения: сайт pikabu.ru
Источник изображения: сайт pikabu.ru

В рамках программы совместного освоения 2 ведущими державами мира предусматривался совместный полет космических кораблей с последующей стыковкой и взаимным переходом космонавтов. Однако технические проблемы вставшие перед инженерами обеих государств оказались немалые.

Для стыковки требовалась создать совместимые стыковочные узлы на обоих космических кораблях, причем каждый из них должен был быть и активным и пассивным. Специалистам обеих стран удалось создать универсальный стыковочный узел, правда американский управлялся гидроприводом, а отечественный имел электропривод. Вообще для будущего совместного полета специальные модификации кораблей "Союз" и "Аполлон". Советский корабль подвергся только незначительным переделкам, а вот американцам пришлось изрядно повозиться.

Экипажи. Источник изображения: сайт ria.ru
Экипажи. Источник изображения: сайт ria.ru

Сложной технической проблемой оказалась внутренняя атмосфера кораблей. Американские астронавты дышали чистым кислородом при пониженном до примерно 280 мм ртутного столба давлении, а внутри советских космических кораблей поддерживалась атмосфера близкая по составу и давлению с земной. Выходом оказалось снижение в "Союзе" давления до 520 мм с повышением концентрации кислорода до 40 %. А еще к "Аполлону" приделали специальный шлюзовый отсек, имевший длину около 3 м с максимальным диаметром до 1,4 м и массой около 2 т. После перехода американский корабль должен был герметизироваться. Атмосфера чистого кислорода является пожароопасной, и советские скафандры для нее совершенно не подходили. Отечественным ученым удалось разработать новый полимер для скафандров, причем по многим характеристикам превосходящий западные аналоги.

Источник изображения: сайт yandex.by
Источник изображения: сайт yandex.by

Следующей проблемой был языковой барьер — ни астронавты ни космонавты к полиглотам не относились. Американцы в своем стыковочном узле продублировали все надписи на русском языке, частично это было сделано и внутри "Аполлона". Наши космонавты проходили курс ускоренного изучения английского языка. А еще специалисты 2 стран смогли создать языковой компьютер, правда он годился только для письменных сообщений.

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Если вам вдруг понравилась публикация, то прошу ее лайкнуть и, по возможности, подписаться на канал и поделиться в соцсетях. Еще прошу в комментариях указывать тему, о тайнах которой Вам хотелось бы почитать.

Наука
7 млн интересуются