9 марта 1934 года родился Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт мира. Его семья проживала на самом западе РСФСР, во время войны 1.5 года провела под оккупацией. Город Гжатск, в котором Гагарин родился и жил в детстве, теперь носит его имя.
На первый взгляд может показаться, что роль лично Гагарина в первом космическом полёте была не очень велика - он, в общем, делал то, что ему было предписано по программе полёта. В отряд космонавтов попал потому, что был лётчиком истребительной авиации - это давало опыт перегрузок, перепадов давления и внезапных стрессов. Ему, как и требовал Королёв, было между 25 и 30, он подходил по росту и весу - не более 170 см и 72 кг...
Тренировки давались Юрию легко, но он вовсе не был в этом отношении особо уникальным . Как писал его тренер, легендарный лётчик-испытатель Марк Галлай, от которого будущий первый космонавт перенял своё знаменитое "Поехали!":
В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо! Ни в коей мере не умаляет достоинств первых космонавтов, но многое говорит в пользу „любых авиагарнизонов“.
Собственно, задача Гагарина как раз и напоминала больше всего работу лётчика-испытателя. Тренировали их, членов отряда космонавтов, совершено зверски. Это, как мы теперь понимаем, в целом было избыточным - потом летали и люди далеко за 70. Но - вовсе не напрасным.
Тогда, на заре космической эры, многое приходилось делать вслепую. Когда начались первые относительно длительные полёты, выяснилось, что возвращение из состояния невесомости в нормальные гравитационные условия может быть крайне болезненным и травмирующим. Сейчас научились с этим бороться, но первопроходцам помочь не мог никто. Лишь благодаря предварительным тяжелейшим тренировкам они сумели пережить этот опыт без непоправимых последствий.
Конечно, Гагарину нужно было всего лишь совершить один виток. Но и масштаб неопределённости того, с чем он столкнётся на орбите, был слишком велик. Количество сбоев, да и счастливых случайностй, впечатляет:
1. Запасной системы торможения у "Востока-1" не было. Если бы случилась поломка, корабль не смог бы сойти с орбиты. Решили, что это не имеет значения, так как на расчётной орбите (180 - 230 км) сопротивление остатков атмосферы всё равно привело бы к торможению корабля и сходу его с орбиты примерно за 10 суток. На этот срок и были рассчитаны системы жизнеобеспечения. Вот только третья ступень ракеты-носителя при взлёте выключилась позже, чем нужно, и апогей оказался на 100 км выше рассчётного. А на такой орбите корабль провисел бы не 10, а от 20 до 50 дней... К счастью, система торможения сработала штатно.
2. Существовали опасения, что человек в невесомости вообще будет психически неадекватен. Поэтому управление кораблём было заблокировано, для его включения нужно был разорвать конверт и ввести на клавиатуре длинный цифровой код.
3. При спуске отделение спускаемого аппарата произошло нештатно - позже, чем положено. До этого некоторое время "Восток-1" кружился в атмосфере со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин не стал сообщать об этом на Землю, чтоб не нервировать там никого лишний раз - помочь они всё равно едва ли смогли бы. К счастью, позже элементы конструкции, удерживавшие спускаемый аппарат, перегорели, и отделение произошло. Но в итоге приземление состялось в сотнях километров от запланированной точки.
4. Спуск шёл по баллистической траектории, с перегрузками до 10 "же". Для прошедшего подготовку члена отряда космонавтов в этом не было ничего особенного. Однако психологические нагрузки оказались неожиданно высокими: трещащая при посадке капсула спускаемого аппарата и стекающие по стеклу иллюминаторов ручейки жидкого металла впечталение производили большое...
5. На высоте 7 км Гагарин катапультировался и дальше спускался на парашюте. Только благодаря своему опыту он, управляя стропами, смог не попасть в Волгу - в апреле вода в ней отнюдь не парное молоко, были все шансы переохладиться и утонуть, как ни странно.
6. Параллельно возникла проблема с открыванием клапана для доступа воздуха - Гагарин чуть не задохнулся...
В общем, даже для лётчика-испытателя работа оказалась, скажем так, слишком опасной и нервной...
После посадки первого космонавта перевезли сначала в Энгельс, а потом отправили к нам, в Самару/Куйбышев: его самолёт сел на нашем внутригородском аэродроме "Безымянка". Неподалёку, на заводе "Прогресс", собственно говоря, и собирали ракету, которая вывела на орбиту "Восток-1". Туда как раз прибыли Королёв со товарищи, и там же в 21.00 начался банкет по случаю: первая "Юрьева ночь"...
Ну, а гибель героя...
Конечно, основную роль сыграла большая нагрузка. Будучи командиром отряда космонавтов, Гагарин одновременно занимал кучу общественных должностей (типа руководителя Общества советско-кубинской дружбы и т.п.), был депутатом Верховного Совета СССР, периодически совершал поездки по приглашениям и всё такое. В результате он обнаружил у себя снижение лётной квалификации - и добился направления на переподготовку. Так что определённые предпосылки к случайной гибели существовали.
Вот только мне всё больше в этой связи вспоминается теория вероятностной истории Переслегина, согласно которой неслучившиеся, но весьма вероятные события "отбрасывают тень" на реальность: вероятность событий, возвращающих положение вещей к норме, компенсирующих случайности, возрастает. Тогда послевоенные японское и германское "экономические чудеса" - "тень" победы Оси, мировой кризис начала 1930-х - англо-американской войны (довольно вероятной накануне Великой Депрессии), а успехи социалистического Китая - тень успеха соцлагеря как такового.
При таком подходе получается, что вероятность гибели Гагарина при полёте была уж слишком велика - и в итоге сказалась в его преждевременной смерти при других обстоятельствах. Ведь до того тренировочного полёта 27 марта 1968-го был и другой эпизод.
Метки: #космос , #космонавтика , #СССР , #история СССР , #Россия , #история России , #технологии , #ракетные технологии , #юрий гагарин , #космические технологии
Сразу же вспоминается в этой связи гибель Владимира Комарова при первом полёте на "Союзе". Ведь это Гагарин был его дублёром тогда! Вполне вероятно, что, если бы был жив Королёв, получилось бы наоборот - полетел бы Гагарин: Королёв обещал ему полёт на корабле нового типа...
То есть смерть настигла его только с третьей попытки. В общем, ему трудно было выжить. Стандартный риск "первого".
PS: Первой наградой, полученной Гагариным после полёта, оказалась медаль "За освоение целинных земель" (ну не было у председателя колхоза имени Шевченко, на территории которого произошла посадка, других наград в распоряжении!). Очень символично: действительно, космос - всем целинам целина!
Также см.: