Найти в Дзене
Ходячая Энциклопедия

9 марта - Юрий Гагарин: три смерти первого космонавта


9 марта 1934 года родился Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт мира. Его семья проживала на самом западе РСФСР, во время войны 1.5 года провела под оккупацией. Город Гжатск, в котором Гагарин родился и жил в детстве, теперь носит его имя.

Ю.А, Гагарин в 1963 году.
Ю.А, Гагарин в 1963 году.

На первый взгляд может показаться, что роль лично Гагарина в первом космическом полёте была не очень велика - он, в общем, делал то, что ему было предписано по программе полёта. В отряд космонавтов попал потому, что был лётчиком истребительной авиации - это давало опыт перегрузок, перепадов давления и внезапных стрессов. Ему, как и требовал Королёв, было между 25 и 30, он подходил по росту и весу - не более 170 см и 72 кг...

Тренировки давались Юрию легко, но он вовсе не был в этом отношении особо уникальным . Как писал его тренер, легендарный лётчик-испытатель Марк Галлай, от которого будущий первый космонавт перенял своё знаменитое "Поехали!":

В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо! Ни в коей мере не умаляет достоинств первых космонавтов, но многое говорит в пользу „любых авиагарнизонов“.

Собственно, задача Гагарина как раз и напоминала больше всего работу лётчика-испытателя. Тренировали их, членов отряда космонавтов, совершено зверски. Это, как мы теперь понимаем, в целом было избыточным - потом летали и люди далеко за 70. Но - вовсе не напрасным.

Тогда, на заре космической эры, многое приходилось делать вслепую. Когда начались первые относительно длительные полёты, выяснилось, что возвращение из состояния невесомости в нормальные гравитационные условия может быть крайне болезненным и травмирующим. Сейчас научились с этим бороться, но первопроходцам помочь не мог никто. Лишь благодаря предварительным тяжелейшим тренировкам они сумели пережить этот опыт без непоправимых последствий.

Копия "гагаринской" ракеты-носителя "Восток" в парке имени Циолковского в г. Калуга.
Копия "гагаринской" ракеты-носителя "Восток" в парке имени Циолковского в г. Калуга.

Конечно, Гагарину нужно было всего лишь совершить один виток. Но и масштаб неопределённости того, с чем он столкнётся на орбите, был слишком велик. Количество сбоев, да и счастливых случайностй, впечатляет:

1. Запасной системы торможения у "Востока-1" не было. Если бы случилась поломка, корабль не смог бы сойти с орбиты. Решили, что это не имеет значения, так как на расчётной орбите (180 - 230 км) сопротивление остатков атмосферы всё равно привело бы к торможению корабля и сходу его с орбиты примерно за 10 суток. На этот срок и были рассчитаны системы жизнеобеспечения. Вот только третья ступень ракеты-носителя при взлёте выключилась позже, чем нужно, и апогей оказался на 100 км выше рассчётного. А на такой орбите корабль провисел бы не 10, а от 20 до 50 дней... К счастью, система торможения сработала штатно.

2. Существовали опасения, что человек в невесомости вообще будет психически неадекватен. Поэтому управление кораблём было заблокировано, для его включения нужно был разорвать конверт и ввести на клавиатуре длинный цифровой код.

3. При спуске отделение спускаемого аппарата произошло нештатно - позже, чем положено. До этого некоторое время "Восток-1" кружился в атмосфере со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин не стал сообщать об этом на Землю, чтоб не нервировать там никого лишний раз - помочь они всё равно едва ли смогли бы. К счастью, позже элементы конструкции, удерживавшие спускаемый аппарат, перегорели, и отделение произошло. Но в итоге приземление состялось в сотнях километров от запланированной точки.

4. Спуск шёл по баллистической траектории, с перегрузками до 10 "же". Для прошедшего подготовку члена отряда космонавтов в этом не было ничего особенного. Однако психологические нагрузки оказались неожиданно высокими: трещащая при посадке капсула спускаемого аппарата и стекающие по стеклу иллюминаторов ручейки жидкого металла впечталение производили большое...

5. На высоте 7 км Гагарин катапультировался и дальше спускался на парашюте. Только благодаря своему опыту он, управляя стропами, смог не попасть в Волгу - в апреле вода в ней отнюдь не парное молоко, были все шансы переохладиться и утонуть, как ни странно.

6. Параллельно возникла проблема с открыванием клапана для доступа воздуха - Гагарин чуть не задохнулся...

Капсула спускаемого аппарата космического корабля "Восток" (музей РКК "Энергия"). После катапультирования космонавта спускалась на парашюте отдельно от него. Слева - её крышка. Она отделялась от капсулы при катапультировании космонавта, но падала уже без парашюта - сама по себе...
Капсула спускаемого аппарата космического корабля "Восток" (музей РКК "Энергия"). После катапультирования космонавта спускалась на парашюте отдельно от него. Слева - её крышка. Она отделялась от капсулы при катапультировании космонавта, но падала уже без парашюта - сама по себе...

В общем, даже для лётчика-испытателя работа оказалась, скажем так, слишком опасной и нервной...

После посадки первого космонавта перевезли сначала в Энгельс, а потом отправили к нам, в Самару/Куйбышев: его самолёт сел на нашем внутригородском аэродроме "Безымянка". Неподалёку, на заводе "Прогресс", собственно говоря, и собирали ракету, которая вывела на орбиту "Восток-1". Туда как раз прибыли Королёв со товарищи, и там же в 21.00 начался банкет по случаю: первая "Юрьева ночь"...

Современный логотип "Юрьевой ночи"
Современный логотип "Юрьевой ночи"

Ну, а гибель героя...

Конечно, основную роль сыграла большая нагрузка. Будучи командиром отряда космонавтов, Гагарин одновременно занимал кучу общественных должностей (типа руководителя Общества советско-кубинской дружбы и т.п.), был депутатом Верховного Совета СССР, периодически совершал поездки по приглашениям и всё такое. В результате он обнаружил у себя снижение лётной квалификации - и добился направления на переподготовку. Так что определённые предпосылки к случайной гибели существовали.

Вот только мне всё больше в этой связи вспоминается теория вероятностной истории Переслегина, согласно которой неслучившиеся, но весьма вероятные события "отбрасывают тень" на реальность: вероятность событий, возвращающих положение вещей к норме, компенсирующих случайности, возрастает. Тогда послевоенные японское и германское "экономические чудеса" - "тень" победы Оси, мировой кризис начала 1930-х - англо-американской войны (довольно вероятной накануне Великой Депрессии), а успехи социалистического Китая - тень успеха соцлагеря как такового.

При таком подходе получается, что вероятность гибели Гагарина при полёте была уж слишком велика - и в итоге сказалась в его преждевременной смерти при других обстоятельствах. Ведь до того тренировочного полёта 27 марта 1968-го был и другой эпизод.

Метки: #космос , #космонавтика , #СССР , #история СССР , #Россия , #история России , #технологии , #ракетные технологии , #юрий гагарин , #космические технологии

Памятник  Ю. А. Гагарину и С. П. Королёву в г. Энгельс Саратовской области. Энгельс стал первым городом, в который Гагарин попал после приземления.
Памятник Ю. А. Гагарину и С. П. Королёву в г. Энгельс Саратовской области. Энгельс стал первым городом, в который Гагарин попал после приземления.

Сразу же вспоминается в этой связи гибель Владимира Комарова при первом полёте на "Союзе". Ведь это Гагарин был его дублёром тогда! Вполне вероятно, что, если бы был жив Королёв, получилось бы наоборот - полетел бы Гагарин: Королёв обещал ему полёт на корабле нового типа...

То есть смерть настигла его только с третьей попытки. В общем, ему трудно было выжить. Стандартный риск "первого".

PS: Первой наградой, полученной Гагариным после полёта, оказалась медаль "За освоение целинных земель" (ну не было у председателя колхоза имени Шевченко, на территории которого произошла посадка, других наград в распоряжении!). Очень символично: действительно, космос - всем целинам целина!

-6

Также см.:

Навигатор по каналу "Ходячая Энциклопедия"

Наука
7 млн интересуются