Часто начинающие предприниматели имеют крайне расплывчатое представление о том, что стоит за словосочетанием финансовая модель. Как следствие, многие думают, что финансовые потоки сами сложатся по мере ведения бизнеса. Другие считают, что эта область слишком сложная и требует долгого освоения финансовой терминологии. В действительности, научиться переводить свой бизнес в формат денежных потоков и цифр важно, но при этом, не так сложно, как кажется. Рассмотрим здесь ключевые шаги.
Что такое финансовая модель?
Мы уже немного писали о составляющих финансовой модели ранее и обещали подробнее рассказать о том, как ее построить.
Фактически, финансовая модель – это описание вашей компании и ее развития в денежном выражении. При этом модель отражает взаимосвязи, которые присутствуют как в финансовых потоках вообще, так и в процессах, характерных для вашей компании в частности.
Именно поэтому работающую финансовую модель невозможно построить, не имея хорошего понимания самого бизнеса. А это – та часть, за которую отвечает сам предприниматель. Научиться же переносить бизнес-процессы в формат финансовой модели может любой человек – для начала достаточно базовых знаний математики и Excel.
Традиционно, в крупных компаниях в финансовую модель включают ряд блоков: плановый отчёт о движении денежных средств, где отражены операционные, инвестиционные и финансовые денежные потоки, отчёт о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс.
Так может выглядеть пример готового отчета движения денежный средств:
На старте необходимо начать с прикидки операционной части, в которой будут учтены ваши доходы и переменные и постоянные расходы. В этой статье затронем только эту часть модели.
Начните с планирования доходов
Финансовую модель на старте лучше всего делать в Excel и планировать по месяцам.
В первую очередь, составьте список всех источников выручки и последовательно, по каждому из них внесите в таблицу план продаж по месяцам.
Для более реалистичного прогноза продаж начните с оценки рынка и построении воронки продаж. Для этого отталкивайтесь от конверсии тех инструментов, которые вы планируете использовать. Это могут быть мероприятия, звонки для офлайн каналов, и контекст, SMM, контент в сети – для офлайн. Далее ориентируйтесь на возможную конверсию вашего отдела продаж или конверсию вашего сайта в заказы/регистрации и далее на конверсию в оплаты.
Таким образом, рассчитав количество покупателей в месяц по каждому из направлений или позиций, умножив на цену и на частоту покупок в этот период, и после сложив результаты, вы получите итоговый входящий денежный поток.
Спрогнозировав продажи по всем вашим направлениям или позициям, оцените себестоимость продаж. В бухгалтерской отчетности под этим понимают все расходы, связанные с реализацией продукции, и сюда попадают в том числе расходы на производство, транспортировку. В нашем случае, речь идет только о тех расходах, которые связаны с продажей единицы продукции: контекстная реклама, премия менеджеру, агентская комиссия и т.п. Фактически, эта часть модели уже связана с переменными затратами, но удобно на этом шаге сделать ее просчет, чтобы понимать, какие ресурсы необходимы для того, что генерировать заданный входящий поток денежных средств.
У вас в итоге должна получиться табличка с данными по продажам и их себестоимости.
Вот так может выглядеть упрощенная таблица для компании, которая занимается веб-проектами: