Найти тему
Злой таможенник

Расследование валютных преступлений

От генерального прокурора этой страны прозвучала инициатива дать возможность таможенным органам проводить расследования по уголовным делам, связанным с валютными махинациями (статьи 193 УК РФ и 193.1 УК РФ). Мысль весьма интересная, которая не могла пройти мимо Злого таможенника и Анонимного прокурора.

Таможенники выявляют вывод средств за рубеж, но следственные органы направляют в суды не более 6% уголовных дел о преступлениях. Такая ситуация обусловлена отсутствием у следователей необходимых знаний в области таможенного дела и наработанной практики, имеющейся у должностных лиц таможенных органов.

На сегодняшний день ситуация обстоит таким образом, что таможенный орган принимает решение о возбуждении уголовных дел, которые по подследственности передаются в органы полиции. К сожалению, статистика судьбы таких дел весьма печалит. Жулики, занимающиеся широкомасштабными валютными махинациями, зачастую уходят от ответственности. В итоге мы имеем такие замечательные безнаказанные явления, как незаконный вывод капитала и разворовывание ресурсов нашей страны.

Нужно понимать, что преступления в экономической сфере зачастую совершаются весьма неглупыми людьми, которые обычно продумывают многие нюансы и̶ ̶х̶0р̶ ̶в̶ы̶ ̶м̶е̶н̶я̶ ̶п̶о̶т̶о̶м̶ ̶н̶а̶й̶д̶ё̶т̶е̶. Интересен тот факт, что прокуратура трезво оценивает навыки и знания следователей. Но говорить о том, что таможня имеет в своём распоряжении зубастых дознавателей, способных щёлкать такие дела как семечки, пожалуй, не стОит. Главное преимущество у дознания таможни в том, что специалисты, способные оказать всю необходимую методическую помощь, всегда под рукой. При грамотной организации работы подразделений таможни, можно действительно добиться определённых результатов. Ну или как минимум, положительных сдвигов

В настоящее время полноценным расследованием уголовных дел дознаватели таможни могут заниматься только некоторыми диспозицими статья 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей»), а также статья 200.1 УК РФ ( «Контрабанда наличных денежных средств»). Вероятно по этим причинам, штат таможенных дознавателей весьма скромный. Есть ряд статей (контрабанда наркотиков, оружия, алкоголя и т.д.), по которым таможня возбуждает уголовные дела, производит неотложные следственные действия, но дальнейшей судьбой таких дел занимаются в смежных ведомствах. Передача дел из одного правоохранительного органа в другой не всегда сопровождается полной профессиональной отдачей «принимающей» стороны. Но если за контрабанду наркотиков риск того, что преступник соскочит от наказания минимален, то по валютных статьям, картина несколько иная.

193 УК РФ? Нет, не слышали...
193 УК РФ? Нет, не слышали...

Уголовные дела по валютным махинациям разваливаются не только из-за отсутствия определённых навыков и знаний у следствия и трудности в сборе доказательной базы совершённых преступлений. Нельзя исключать и коррупционный фактор, из-за которого расчехляется субъективность при принятии решений. По ряду статей уголовного кодекса компетенция таможенных органов заканчивается на этапе регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, а сам материал передаётся по подследственности. Случаи, когда дело не сдвигается с мёртвой точки и оно приобретает статус отказного материала, не самые редкие. Разумеется, объяснять такое развитие событий исключительно коррупцией нельзя, но определённый процент от всех причин "отказников" он всё-таки составляет.

Прокурорский взгляд

Соглашусь с господином таможенником. Следователи МВД расследуют очень широкий круг преступлений. Но 90% это кражи, наркотики, вред здоровью и прочая бытовуха. Их деятельность заточена на расследование таких преступлений. И всё что не попадает в привычные категории, часто вызывает у следователей затруднения. Даже мы, прокуратура, не всегда в силах им помочь, когда они обращаются за советом, так как сами сталкиваемся с подобным крайне редко. 

Разобраться конечно можно. Но это лишняя трата большого количества времени, не всегда вознаграждаемая палкой в виде расследованного и направленного в суд уголовного дела. Гораздо выгоднее это дело прекратить или отказать в возбуждении, а время потратить на расследование хорошо знакомых хищений и драк. На фоне огромного количества расследуемых МВД преступлений, одна прекращёнка или отказняк особо ситуацию со статистикой для них не испортит.

Поэтому передача расследования уголовных дел связанных с валютными махинациями в орган, которому эта сфера наиболее близка, и который чаще всего выявляет такие преступления, безусловно оправдана. Качество расследования таких дел вырастет.

Так или иначе, идею расширить полномочия дознавателей таможенных органов нельзя назвать бесперспективной. Орган, возбудивший уголовное дело, с большой долей вероятности приложит все усилия для доведения его до ума (даже если оно очень сложное). Всё-таки тот, кто шарит в сабже, имеет выше шансы на успех. Но нужно помнить о том, что любые реформы в этой стране воплощаются в жизнь не всегда так, как они задумывались изначально.

Почему же такая картина складывается на поле битвы с валютными махинациями? Подумайте над этим...

---------------------

© Telegram-канал Злой таможенник

Больше статей. Без цензуры:

https://t.me/zloytam