Найти в Дзене

Как Феттель четырехкратным стал или история 2010–2013 сезонов Формулы 1

Быки рвутся к чемпионствам

Сезон 2010

Пока весь формульный мир приходил в себя после неожиданного титула Браун ГП и Дженсона Баттона, весь остальной мир приходил в себя после финансового кризиса. БМВ и Тойота решили что позволить тратить деньги на не слишком-то успешные кампании в Формуле 1 больше не могут и ушли. По легенде, в Тойоте даже красиво разбили последний построенный болид об стену, чтоб не было желания вернуться. БМВ, впрочем, еще целый год продолжили быть титульным спонсором Заубера, что подарило нам прекрасную команду БМВ Заубер-Феррари.

-2

Но вместо них в Формулу 1 пришел Мерседес, выкупив чемпионскую Браун ГП, и никто тогда еще не представлял, как история повернется дальше. Также мы получили три новые команды калибром поменьше (и “поменьше” тут — комплимент) - Лотус (не тот), Вирджин и ХРТ. Почему Лотус “не тот”? Потому что это малайзийская компания, купившая право использовать имя у одного из владельцев того самого Лотуса, который некогда чемпионская команда Формулы 1. Никакого отношения к той команде, разумеется, новый “Лотус” не имел, и был таки вскоре переименован в Катерхэм. Впрочем, можете не особо запоминать всю эту вакханалию новых имен. Спойлер — ни одна из них до конца десятилетия не доживет.

Сам же сезон был великолепен и может по праву называться современной классикой, завершая череду потрясающих сезонов 2007–2010, каждый из которых держал интригу до последней гонки, пусть и в разных масштабах. Основными претендентами на титул оказались гонщики Ред Булла, Феррари и МакЛарена, кроме Фелипе Массы, который после столкновения с пружиной в Венгрии в 2009-ом в чемпионскую форму так и не вернулся. Итак, главные участники: Марк Уэббер, Себастьян Феттель — пилоты Ред Булла, один на закате карьеры, второй только начал свою; Дженсон Баттон, Льюис Хэмилтон — два британских чемпиона 2008–2009 годов в британском же МакЛарене; и Фернандо Алонсо — пилот Феррари, только начавший свою пятилетнюю пытку с сизифовым камнем “чемпионства в Феррари”.

-3

Насколько сезон был хорош в плане борьбы за чемпионский титул, полностью описать может только график очков всех пилотов этих трех топ-команд.

-4

Феттель, выигравший в итоге, ни разу не был на первом месте в общем зачете до самой последней гонки. Алонсо проиграл свой второй “почти титул” на этот раз застряв за Виталием Петровым (первым русским в Формуле 1, между прочим) на каких-то пару десятков кругов, лишив титула себя и подарив Петрову высшую точку карьеры и историю, которую не стыдно рассказывать внукам. Уэббер сделал примерно то же самое, но выбрав себе другую невозможную цель во втором Рено — Роберта Кубицу, а оба МакЛарена просто не смогли угнаться за Ред Буллом Феттеля.

Сезон 2011

-5

Следующий сезон был в основном примечателен тем, что на месте безальтернативного поставщика шин Пирелли сменили Бриджстоун, и начали свою бесконечную пиар-кампанию под лозунгом “Наши шины на самом деле не такие уж и плохие, это просто у Формулы 1 требования странные”. Рено в очередной раз потеряла интерес к Формуле 1, и “команда из Энстоуна” стала Лотусом. Да, в этот год в Формуле 1 было два Лотуса, один зеленый и малайзийский, второй черно-золотой и британский, оба с моторами Рено.

-6

Дальнейшие перипетии с именами, правами на них и прочими легальными вопросами оставим адвокатам, но в результате в 2012-ом зеленый малайзийский Лотус стал Катерхэмом и безумие закончилось. Еще из переименований — Вирджин Рейсинг превратились в Мараша Вирджин Рейсинг. Ну, то есть Маруся, те самые знаменитые суперкары из России от Николая Фоменко. Вы все их помните, правда? К сожалению, каким образом “-russia” в названии Marussia должно читаться как “-руся”, Фоменко никому не объяснил. На результатах команды переименование, как его не читай, никак не сказалось — последнее место. Роберт Кубица, восходящая польская звезда Формулы 1, попал в аварию на одном из этапов любительского ралли и получил очень серьезную травму руки и пропустил не только этот сезон, но и семь последующих.

-7

Чемпионат, увы, был не слишком интересен. Себастьян Феттель выиграл шесть из первых восьми гонок и закрыл вопрос с чемпионскими титулами заранее. Его партнер, Марк Уэббер, где-то потерял записку о том, что Ред Булл построил адскую машину доминации, поэтому выиграл одну-единственную гонку за весь чемпионат (Феттель выиграл 11 в итоге) и уступил второе место в чемпионате Баттону, выступавшего с таким воодушевлением, которого от него не ожидал никто, включая собственную команду. Алонсо с Хэмилтоном получили свои призы за участие, за четвертое и пятое место соответственно, Масса никаких призов на шестом месте не получил, а в остальном сезон запомнился разве только абсолютно невероятной гонкой в Канаде, которая длилась четыре часа, включая перерыв на дождь.

-8

Дженсон Баттон оказывался на последнем месте два раза, вынес с гонки своего напарника Хэмилтона, получил штраф в виде проезда через пит-лейн, побывал в боксах еще четыре раза для смены резины на дождевую и обратно, и… выиграл гонку. Словами это не описать, Канаду-2011 надо смотреть, это абсолютно точно маст-вотч для всех.

Сезон 2012

-9

Как уже было сказано, малайзийский Лотус переименовался в Катерхэм, настоящий Лотус окончательно перестал иметь какое-либо отношение к Рено, кроме как покупатель их моторов, а Маруся Вирджин Рейсинг стала в разы менее смешной, став просто Марусей Рейсинг. На результаты это все еще никак не повлияло. В Формулу 1 из ралли вернулся Кими Райкконен в состав команды Лотус вместо Виталия Петрова, а в напарники ему взяли молодого и тогда еще подающего надежды Романа Грожана. Еще Формула 1 вернулась в США, на свежепостроенную трассу в Остине, Техас. В Пирелли открыли формулу непредсказуемости и намешали её в резину. Вечер, как говорится, перестал быть томным.

Сезон можно поделить на две части — абсолютное безумие до окончания европейской части и очередная серия сериала “Алонсо пытается выиграть титул в Феррари” после. Абсолютное безумие началось с того, что первые 8 гонок чемпионата выиграло 8 разных пилотов, в том числе сам Мальдонадо, о котором обязательно когда-нибудь будет отдельный материал.

-10

Кто выиграет чемпионат, можно было только гадать. К концу европейской части лидером чемпионата был Алонсо, как самый стабильный пилот, и уже держал в своих мечтах третий чемпионский титул. Однако, после того как Формула 1 уехала в очередное турне в Азию, Себастьян Феттель вспомнил, что Ред Булл — неплохая в целом машина, и выиграл четыре гонки подряд, скакнув с 4 места в чемпионате на первое. Как бы Алонсо ни старался, единственное что он смог сделать — минимизировать свои потери, затаскивая откровенную никакую Феррари на подиумы в каждой гонке, кроме Японии, где сошел на первом же круге после небольшого контакта с Кими Райкконеном. Для полноты осознания трагедии Алонсо, обязательно нужно посмотреть последнюю гонку того сезона, Гран При Бразилии 2012, еще одну маст-вотч гонку последнего десятилетия, где Феттель провалил старт, попал в аварию, проехал задом по треку, просто наблюдая за тем, как каждая из десятка обгоняющих его машин могла закончить гонку прямо тут, оказался последним и… выиграл титул.

-11

А третьим в общем зачете чемпионата оказался, неожиданно для всех, Кими Райкконен, обогнав Уэббера, Хэмилтона и Баттона, каждый из которых выиграл больше гонок и в целом выступал на машине получше.

Сезон 2013

-12

Мы потеряли первую команду из трех новичков 2010-го сезона, ХРТ. Не помните такую? Да и никто не помнит. У них смешных историй про название не было, про результаты в Формуле 1 я даже говорить не буду. К другим новостям — Льюис Хэмилтон ушел в Мерседес, и никто все еще не осознавал что на них надвигается, в основном все удивлялись странному решению чемпиона МакЛарена. Сами же британцы начали прекрасную традицию находить новых талантливых пилотов на место Льюиса и ломать их карьеру через колено. Первым в этой череде стал Серхио Перес, который провел два неплохих сезона в Заубере, но совершенно никак не показал себя в МакЛарене, и был выгнан на мороз (или на жару, в Форс Индию) после первого же сезона.

Что касается самого чемпионата, ну… Пирелли привезли опять что-то совершенно безумное вместо резины, и первые восемь гонок опять были непредсказуемыми, где выигрывали все, даже Мерседес, а потом на Гран При Британии эти же самые шины начали совершенно неожиданно взрываться.

-13

От такой непредсказуемости прифигели все, и Пирелли было строго рекомендовано сделать что-то и побыстрее. Они, недолго сомневаясь, привезли прошлогодние шины. Феттель, сомневаясь еще меньше, взял и выиграл 10 из последних 11 гонок. Алонсо, чисто в силу привычки, пытался догнать немца, но видел его в основном на старте и потом только на подиуме. В итоге, Феттель оказался четырехкратным чемпионом, классовое неравенство в Феррари достигло совершенно неприличных масштабов (242 очка Алонсо против 112 у Массы, 2 против 8 места соответственно), Мерседес совершенно неожиданно для всех приехали вторыми в Кубке Конструкторов и хитро улыбались, отвечая на вопросы про следующий сезон, а МакЛарен не заработали ни единого подиума за весь сезон.

Следующие части и много других материалов о Формуле 1 — в нашем Телеграм канале