Поскольку рынки рушатся и ведущий бизнес-форум отменяется, эксперты ставят под сомнение силу московских финансов.
Вспышка коронавируса, по-видимому, станет первым серьезным испытанием стабильности в России - первой экономической политикой, введенной после экономических и геополитических потрясений 2014 года.
Тем не менее, экономисты разделились во мнениях относительно того, будет ли достаточно макроэкономического боевого сундука страны для того, чтобы выдержать шторм коронавируса, или же из-за характера экономического спада страна все еще подвергается глобальным потрясениям.
С 2014 года российское правительство сделало экономическую стабильность основой своей экономической политики, пожертвовав экономическим ростом и улучшением уровня жизни и располагаемых доходов для простых россиян, чтобы получить приз за одни из лучших макроэкономических показателей в мире - сильные международные резервы, низкие долг и профицит государственного бюджета.
В то же время его стремление к экономическому суверенитету попыталось вывести Россию из мировой экономики, чтобы минимизировать потенциальный ущерб от будущих раундов санкций и поддержать российскую внутреннюю промышленность.
Идея правительства заключалась в том, что с более сильными фундаментальными показателями и менее связанной глобальной экономикой Россия будет лучше защищена от глобальных экономических потрясений.
Тем не менее, ранние признаки воздействия коронавируса предполагают, что может быть и другая история. Вместо безопасного убежища «страна может снова стать« слабым звеном », как это было в период очень глубокой глобальной рецессии 2009 года и контрциклического спада в 2015 году», Владислав Иноземцев, директор Центра почты - Промышленные исследования, написанные на сайте Риддла.
В связи с тем, что цены на нефть торгуются на самом низком уровне с 2017 года, традиционная зависимость России от черного материала для ее экономического благополучия вновь оказалась в центре внимания. Рубль упал до 15-месячного минимума, при этом 1 доллар сейчас торгуется на уровне более 68 рублей. Между тем, российский фондовый рынок потерял почти 6% только в пятницу и упал на четверть за шесть недель - одно из самых больших падений в мире.
Китайские связи
Замедление в Китае, из-за которого заводы закрылись, а внутреннее движение серьезно ограничено, нанесет 10 миллиардов долларов на экспорт России в 2020 году, прогноз Райфайзен Банка Станислав Мурашов в исследовательской записке на этой неделе. В прошлом году Москва продала Пекину нефть и газ на сумму более 40 миллиардов долларов.
Еще одним признаком того, насколько серьезным может быть воздействие коронавируса на экономические отношения России с Китаем, правительство на этой неделе решило отменить свой ведущий Петербургский международный экономический форум, запланированный на июнь. В прошлом году в мероприятии приняли участие премьер Си Цзиньпин и китайская делегация из 1000 человек.
«Риски для российских прогнозов роста в настоящее время в основном сосредоточены на экспортной составляющей, которая фактически вносит довольно существенный вклад в общий рост большинства прогнозов, предшествующих коронавирусам», - написала в Твиттере главная экономист Nordea по России Татьяна Евдокимова . «В худшем случае мы можем получить отрицательный вклад».
Иноземцев даже рассматривает возможность того, что установление Россией приоритетов стабильности по сравнению с ростом с 2014 года может иметь негативные последствия, что сделает ее более подверженной замедлению, поскольку рост уже настолько хрупок.
«Российская экономика сейчас находится в гораздо менее стабильном состоянии, чем экономика США и Европы, где доверие потребителей растет довольно стабильно, и власти знают, как проводить активную денежно-кредитную политику в условиях приближающейся рецессии», - сказал он. ,
«В России, с ее экономическим ростом на 1,3% в прошлом году и граждан рост доходов на 0,8%, ВВП растет только благодаря капиталовложениям , осуществленным правительством и государственными компаниями. Такие инвестиции, вероятно, сократятся в новых условиях ».
Если Москва примет ответ на вспышку в наихудшем сценарии, такой как крупномасштабные карантинные операции и остановки, Евгения Слепцова сказала, что Россия столкнется с «надлежащей рецессией».
Коронавирусная дилемма для ЦБ
Паника на рынке также может парализовать экономические институты России, призванные бороться с беспорядками и поддерживать экономику. В настоящее время Центральный банк сталкивается с проблемой ослабления экономики, когда инфляция значительно ниже целевого показателя в 4% и сокращает как глобальный спрос, так и предложение на фоне обесценения рубля и потрясений на финансовых рынках. Аналитики ожидали еще одного снижения процентной ставки от губернатора Эльвиры Набиуллиной, но Мурашов теперь прогнозирует, что «Центральный банк перейдет на более консервативную позицию в отношении повышения волатильности рубля».
Несмотря на это, Евдокимова считает, что Россия находится в лучшем положении, чем прежде, чтобы справиться с глобальным спадом. «Говоря об уязвимости России к внешним шокам сейчас, в отличие от 2008 и 2014 годов ... страна действительно лучше подготовлена». Она добавила, что правительственная безубыточная цена на нефть сейчас составляет около 50 долларов по сравнению со 100 долларами во время кризиса 2014–2015 годов, и что «валютные резервы превышают внешний долг более чем когда-либо прежде».
Несмотря на то, что у нее может быть более сильный баланс, вспышка показала, что Россия по-прежнему тесно связана с мировой экономикой и зависит от мировых цен на энергоносители, несмотря на риторическое стремление Москвы к изоляции.
До худшего из суматохи этой недели ОЭСР уже снизила прогноз ВВП России на 2020 год на 0,4 процентных пункта, поскольку она сократила глобальные перспективы на 0,5 процентных пункта - яркая визуализация того, как Россия и мировая экономика будут действовать из рук вон. в руки, когда дело доходит до коронавируса.
«Риск состоит в том, что глобальные оценки сейчас начинают выглядеть низко», - предупредил Нил Маккиннон из ВТБ Капитал.
Читайте так же друзья: