Не успел еще начаться новый сезон, как в Формуле 1 происходит настоящий скандал. За 10 минут до конца тестов ФИА выпустила официальный пресс-релиз, в котором рассказала о завершении расследования силовых установок Феррари и некой достигнутой договоренности. Чем закончилось расследование, сделали ли Феррари что-то нелегальное, будут ли они наказаны, какая именно договоренность — сказано не было. Дальше — больше. Все команды, не пользующиеся движками Феррари, написали официальное открытое письмо ФИА, в котором был четко обозначен один вопрос, требующий немедленного разъяснения — “че за хрень тут произошла”. ФИА выпустила второй пресс-релиз, в котором немного прояснила ситуацию, заявив что расследование движков Феррари оказалось слишком сложным, но “мы крайне компетентны и профессиональны, поэтому Феррари нам честно-честно пообещали что ничего особенного они такого не сделали, а если и сделали — больше не будут, а мы все сделали по красоте”. Что будет дальше — никто не знает, но похоже что ФИА никаких реальных объяснений давать не будет, Феррари — тем более. Но давайте покопаемся в истории немного поглубже
Что произошло?
Корни этой истории уходят несколько глубже, чем прошлый сезон. Еще в 2018 году многие обвиняли Феррари в нечестной игре и нелегальности их двигателя. Сначала все обсуждали что вместе с топливом Феррари сжигают масло. Почему масло? Потому что в нем могут быть некоторые присадки, дающие дополнительную прибавку к мощности, и запрещенные для состава самого топлива. ФИА запретили дозаправлять масло и закрыли тем самым эту лазейку в правилах.
Вторая претензия была уже куда более серьезна. Феррари, в отличие от всех остальных производителей двигателей, стали использовать две отдельные физические батареи для накопления электрической “гибридной” энергии. И внезапно нашли почти 40 дополнительных лошадиных сил, судя по данным GPS, совершенно из ниоткуда. Естественно, конкуренты были несколько недовольны, попросили ФИА разобраться. Они сначала не нашли ничего незаконного в силовой установке итальянцев, а после того, как их опять очень настойчиво попросили — поставили Феррари второй датчик. И… преимущество Феррари пропало. Казалось бы, очевидно что они делали нечто нелегальное до установки второго датчика, но в Формуле 1 действует железное правило “не пойман — не вор”. И так как Феррари за руку пойманы не были, никого не наказали. Но осадочек остался, и конкуренты теперь стали смотреть на итальянскую силовую установку максимально пристально.
Перенесемся в сезон 2019, и конкуренты действительно очень пристально смотрят. И у некоторых, особенно у Ред Булла, начали появляться подозрения что Феррари опять играют нечестно. Например, превышают лимит топлива в час. И действительно, посреди сезона Скудерия словно из ниоткуда получили неплохой такой буст к темпу, особенно в квалификациях. Официально свою проверку ФИА начали примерно в сентябре–октябре, и ничего поначалу не обнаружили. Но в паддоке начались уже нешуточные бурления, а к обвинениям от Ред Булла присоединились Мерседес и Рено.
В ноябре ФИА выпускают первую техническую директиву, направленную на “затягивание гаек” в области регуляции топливного потока. Через неделю — еще одна директива, на этот раз про запреты сжигания теперь уже теплоносителей. И под самый конец сезона — третья директива, еще раз усиливающая контроль над количеством топлива в час. Ну и забрали себе в лабораторию некоторые части двигателя Скудерии для более подробного изучения.
Ослабило ли это Феррари? Сказать, честно говоря, очень сложно. Судить мы можем только по трем гонкам: США, Бразилии и финала в Абу-Даби. В США у Леклера движок сломался на практике в пятницу, и он доезжал уик-энд на старом вполсилы. А у Феттеля переломилась подвеска из-за крайне неровной трассы в Техасе, и ничего серьезного в гонке мы увидеть не смогли. В Бразилии Феррари неплохо выступили в квалификации, но потеряли темп в гонке, а потом самоустранились после аккуратного касания колесами. В Абу-Даби Феррари исторически слабы, и по всем параметрам выступили в своем обычном темпе. В итоге никто ничего однозначного сказать не может, и к началу сезона 2020 все уже начали подзабывать эту историю, особенно учитывая что Феррари прекрасно справились с проигрыванием сезона самостоятельно.
Новая драма
А теперь вот все вспомнили, спасибо ФИА и их прекрасно сформулированным пресс-релизам. Что происходит — реально знают только они и Феррари, но нам не расскажут. Поэтому нам, как и остальным командам, остается только гадать.
Самой реалистичной догадкой выглядит следующая версия — Феррари смогли обвести ФИА вокруг пальца, но не до конца. Феррари не идиоты, они закончили делать то, что они делали весь сезон сразу после первой технической директивы. Не уверен, что они делали что-то действительно “нелегальное”, но были в максимально серой зоне правил. И когда ФИА забрала их силовую установку к себе на проверку, стало понятно именно это — “вольное трактование правил” де-факто было, но окончательно доказать это и наложить какие-либо санкции на Феррари будет невозможно. Ну или максимально долго и дорого. Поэтому ФИА и Феррари пришли к приватному соглашению, в котором Феррари обещают больше так не делать, помогут ФИА ловить других подобных нарушителей и на этом история закончится. Насколько все заинтересованные стороны осознавали, каких масштабов бурление вызовет этот странный пресс-релиз — отдельный вопрос.
Пока понятно лишь одно — обсуждать эту историю будут еще долго, как минимум на Гран При Австралии, вне зависимости от того, насколько хорошо Феррари будут выступать. Будут показывать приличный темп — значит продолжают читерить. Не будут — значит в прошлом сезоне что-то таки было нечисто. Ну а мы просто терпеливо ждем Австралию. Осталось недолго.
Больше — в нашем Телеграм канале.