Найти тему
Мастерская Миролога

"Ружье, которое так и не выстрелило".

Оглавление

Слышали такую фразу, мол, "ружье наконец выстрелило"? Ее используют для того, чтобы обозначить момент, когда тот или иной факт или обстоятельство, упомянутые или произошедшие ранее, сыграли свою роль спустя какое-то время. Как ружье, которое повесили на стене, а потом сняли, чтобы из него выстрелить.

В сюжетах такие "ружья" порой необходимы, особенно если речь идет о триллерах, детективах или мистических повествованиях. В кино они особенно завораживают: детали в съемке той или иной сцены, которые могли не броситься в глаза, в конечном итоге объясняют нечто происходящее в сюжете, намекают на сиквел или приквел, сигнализируют о будущем персонажа или символизируют что-то важное. Иной раз, их даже намеренно оформляют так, что они кажутся киноляпом, как это было с тенью маленького Энакина Скайуокера.

-2

"Выстрел" такого "ружья" - это всегда эмоции. Одним приятно искать его и "стену" с ним, другим приятно слышать его, ведь именно этот "звук" заставляет подпрыгнуть от неожиданности! Но что если "ружье" нашлось, но..."выстрела" так и не было? Об этом и поговорим в статье.

Причины

Ставшее мемом благодаря Бэду "Ружье Бондарчука"
Ставшее мемом благодаря Бэду "Ружье Бондарчука"

Причин этого не очень приятного аудитории явления может быть две: невнимательность самого автора (или даже команды создателей) и неправильная трактовка момента аудиторией.

Невнимательность, скорее, связана непосредственно с работой автора над сюжетными поворотами. Это точно была незаконченная мысль. Возможно, у него действительно были планы на этот момент, но они потерялись в перипетиях мыслей автора, его сюжета и желаний. Многоступенчатые и ветвистые сюжеты могут действительно путать, поэтому предотвратить такие вещи несложно: достаточно грамотно структурировать свою работу и делать записи, пометки на полях, помещать между страниц блокнота закладки. В общем, на этапе работы над сюжетом выделять подобные нюансы.

Если повесили "ружье" и оно действительно нужно, то даже в экстазе от получаемого на выходе произведения, вы сможете обратить свое внимание на записи с пометкой "ВАЖНО". В конце концов, "ружья" могут "выстрелить" и не в этом сюжете, а, например, в продолжении. В кино эта невнимательность может проявляться на этапе, когда отснятый материал уже отдан в монтаж: сцены вырезают по тем или иным причинам и это абсолютно нормально. Нормально и в рассказе что-то убрать и сократить. НЕ нормально, когда оставлен момент с тем, как "ружье повесили на стену", но убран момент "выстрела", или, наоборот, оставлен "выстрел", а "ружье" потерялось. И в том, и в другом случае аудитория остается в недоумении: "Что только что случилось, зачем, почему? Вызовите мне пояснительную бригаду!"

-4

С трактовкой ситуация сложная. Это происходит, в основном, из-за неправильно выставленных акцентов и неоднозначной подачи автора. Иногда, впрочем, этого автор и добивается: чтобы аудитория запуталась и все не так поняла или осталась с ощущением, что правда открылась не до конца. Для любого автора это самое настоящее хождение по лезвию. Переборщив с неоднозначностью, можно уйти в совершенно неправильную трактовку всего сюжета или в ощущение, что происходящее просто ничем не объясняется и автор "сам дурак".

Действенной пилюли от неправильных трактовок не существует, поскольку многое зависит от жанра, в котором работает автор и от желаемого конечного продукта. Если мы говорим про что-то артхаусное, то, ясное дело, все затевается для того, чтоб уйти в неоднозначность и стремящийся к бесконечности поток рассуждений у аудитории. Если же речь идет о продукте более массовом и, в перспективе, масштабном, то неоднозначность может привлечь дополнительную аудиторию, превратившись в эдакий "символизм для искушенного и внимательного". Неоднозначность плоха не сама по себе, а в случае, если она ни к чему аудиторию не выводит или выводит к оскорблениям чувств, которые автор оскорбить не стремился ни в формате сатиры, ни в формате "скрытого послания".

Не стоит еще забывать о таком явлении, которое в шутку называют "синдром поиска глубинного смысла", обозначающее попытки найти смысл там, где его может и не быть вовсе.

Рыцарь-Вампир
Рыцарь-Вампир

Когда я о нем говорю, мне невольно вспоминается история. Сейчас я думаю, что это похоже на фейк, но, возможно, это им не является. В манге "Рыцарь-Вампир", вампиры местной академии носят белую форму, а люди - черную. На форумах активно велось обсуждение на тему "почему же это так" и люди спорили о значении цвета, о темах, поднимаемых в манге и не могли прийти к однозначному ответу. Этот вопрос впоследствии был задан художнице, рисовавшей эту мангу. Ее ответ поразил всех: "Ну, я подумала, что она должна чем-то отличаться. Вот я и решила, пусть у одних будет белая, а у других - черная." Когда я про это услышала, я для себя сразу определила это как самый показательный пример этого самого поиска глубинного смысла. Ответственность за достоверность информации я не беру именно потому, что доказательство не смогу найти, поскольку это было очень давно.

Проблема заключается в том, что в процессе этого поиска люди могут усмотреть в произведении гомосексуальные отношения, дискриминацию, оскорбление чувств верующих, масонский заговор, происки рептилоидов и прочие вовсе не закладываемые автором мысли и идеи. Я не считаю, что он несет ответственность за то, что усмотрели те, у кого этот синдром развит до абсурда, но мы живем в удивительное время свободы слова, мысли и информации, и это стоит учитывать: люди могут начать обвинять автора во всем вышеупомянутом и даже находить последователей.

Все, что можно посоветовать по вопросу неоднозначности трактовки сюжетных нюансов и обманутых из-за этого ожиданий аудитории - критически рассматривать свое "ружье" и делать периодическую поправку на "глубинный смысл". Все вы не предусмотрите, но некоторые моменты следует скорее ожидать, чем нет, и попытаться уберечь себя от них.

Зачем вообще вешать "ружье" и как?

Вопрос вешать ли ружье в принципе или оставить стену чистой - спорный. Опять же, все упирается в жанр. Некоторые сюжеты вообще строятся вокруг количества "двустволок": чем их больше, тем живее произведение и тем интереснее аудитории наблюдать за происходящим, распутывая клубок событий. Присмотревшись к процессу создания сюжетного нюанса, думаю, вы сами найдете ответ на вопрос нужно оно конкретно вашему сюжету или нет.

Важно, чтобы размер "ружья" соответствовал "выстрелу". Очень топорно смотрятся моменты, когда, к примеру, появляется некий таинственный артефакт, описанный со всех сторон и поданный как нечто удивительное, и его "великая" задача сводится к тому, чтобы просто подпереть ножку стола. Одно дело, если это и было сделано для смеха и произведение к этому располагает, но, когда все это делается всерьез, обманутая аудитория будет негодовать и не понимать, зачем ей была эта информация, если итог не соответствует ее преподнесенной важности.

Появление в сюжете "ружья" можно подавать в двух форматах: намеренно отвлекая внимание от него или, напротив, намеренно привлекая. В фильмах часто этот вопрос решается особенным поворотом или фокусом камеры, показательным отличием в цвете, нестандартным ракурсом или такой игрой актера, в которой не все сразу очевидно. В компьютерных играх тоже бывают эдакие "светящиеся контуры" или, напротив, на первый взгляд неприметные углы, в которых лежат объясняющие происходящее скрытые послания игроку. В книгах это может быть подача именно взглядом персонажа на событие, которая искажает истину.

-6

Оба приема имеют право на существование. Вопрос в том, что именно за "выстрел" последует дальше. Глупо рассчитывать, что все люди внимательные, любопытные и будут искать что-то в темном кадре или ничем не примечательной локации, а то и вовсе запоминать, что там в первой главе первой из тринадцати книг сказал пятый копейщик слева, когда увидел героя в первый раз. Если ваш "выстрел" из такого незаметного "ружья" предназначался для того, чтобы объяснить вообще весь сюжет, то это немного несправедливо по отношению к аудитории: она может просто его не вспомнить или не найти в произведении нужную "стену с ружьем", а, соответственно, не понять заложенную основу сюжета. Если автор не преследует цель оставить людей в неведении, то можно сделать несколько таких вот маленьких "выстрелов", которые складываются в более-менее полную картину даже в том случае, если какие-то из них были пропущены.

Не менее важно с точки зрения очевидности и расположение "стены с ружьем" в сюжете. Для простоты понимания это можно визуализировать очень простым примером.

-7

Вот скажите, вы что-нибудь особенное будете вокруг себя замечать, если убегаете от разъяренного медведя? Может, разве что, в узком коридоре, да и то, расценивая обстановку как препятствия, которые надо обогнуть. Вы будете озадачены, как вам от него спастись, на какое дерево влезть, паниковать, бежать, возможно, даже орать, а не рассматривать окрестности. Так и здесь получается. Скрытая в водовороте активно развивающихся событий "стена с ружьем", которое должно обосновать раскрытие тайных уголков сюжета, может сыграть злую шутку с автором и восприятием аудиторией его произведения. С одной стороны, "выстрел" был, но откуда "стреляли"? Если люди не поймут этого и дальше по сюжету, они могут так и не осознать особую значимость момента. А что если и "выстрел" там потеряется и никто не обратит на него внимание? Если в нем было что-то очень важное для понимания сюжета, то это не очень-то полезно автору.

Чтобы чётко понимать, что раскрывает ваша "двустволка" и насколько это важно, нужно задаваться в процессе вопросами.

- Куда вы его повесите, где будет стоять "стена"?

- Что осветится "выстрелом" - ключевой для сюжета момент, какая-то важная тайна, осторожный двусмысленный намек, отсылка, пасхалка, побочное ответвление от основы сюжета или надежда для аудитории на сиквел? Нужно ли это вообще вам или аудитории?

- Насколько это уместно именно в данный момент событий сюжета?

- Насколько вас могут неправильно понять? Могут ли понять вообще?

Вопросы простые, но, находя на них ответы, вы сможете избежать непонимания, а ваша аудитория не почувствует себя глупой или обманутой. Никто не любит себя так чувствовать, не правда ли?

Спасибо за прочтение! Всегда попадайте в цель!

-8

Хобби
3,2 млн интересуются