Найти в Дзене

Будущее дрейфующих станций в Арктике

фото из книги "Природа и климат Арктики"
фото из книги "Природа и климат Арктики"

Первая дрейфующая станция «Северный полюс-1» начала свою работу 6 июня 1937 года под руководством Ивана Дмитриевича Папанина. Знаменитая папанинская четвёрка работала на станции до 19 февраля 1938 года.

В 1950 году была открыта дрейфующая станция «СП-2» под руководством Михаила Михайловича Сомова. С конца 50-х годов дрейфующие станции «Северный полюс» организовывались ежегодно.

«Северный полюс» (СП) – дрейфующая арктическая станция для проведения комплексных исследований в области океанологии, ледоведения (физики и динамики льдов), метеорологии, аэрологии, геофизики, гидрохимии, гидрофизики, гидробиологии. Представляет собой маленький поселок из нескольких жилых домиков и лабораторий. Количество научных работников 15–16 человек.

В 1991 году программа «Северный полюс» по экономическим причинам была приостановлена.

В марте 2003 года, после 12-летнего перерыва, Правительство РФ приняло решение возобновить исследования с помощью дрейфующих станций «Северный полюс». 25 апреля 2003 года по инициативе известного полярного исследователя и общественного деятеля А. Н. Чилингарова стартовала научная дрейфующая станция «Северный полюс – 32». Работа дрейфующих станций продолжалась до 2013 года и завершилась экспедицией на «СП-40» (сентябрь 2012 года – июнь 2013 года). Досрочное прекращение работы «СП-40» было связано с аномальными природными процессами в Арктическом бассейне, которые привели к разрушению ледяного поля. Из-за угрозы жизни членов экспедиции станцию в срочном порядке эвакуировал ледокол «Ямал».

В 2015 году 114 суток дрейфовала станция «Северный полюс – 2015», преодолев 736 км и выполнив целый ряд научных исследований состояния льдов и изменения подводных течений в Северном Ледовитом океане. С тех пор работы по организации дрейфующих станций прекращены. Официальная причина – неблагоприятные ледовые условия, вызванные изменением климата.

Чем же заменить такие станции в период потепления, когда лед становится ненадежен и опасен? Вопрос о создании «искусственных льдин» обсуждался специалистами в течение длительного времени. В апреле 2018 года было подписано постановление о строительстве ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» с вертолетной площадкой. Реализация этого проекта позволит восстановить наблюдения за элементами климатической системы в Центральной Арктике. Строительство платформы поручено судостроительному заводу «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург).

Проектные характеристики ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс»: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; автономность по запасам топлива - около 2 лет; срок службы - не менее 25 лет; экипаж - 14 человек; научный персонал - 34 человека.

Это будет всесезонная научно-исследовательская платформа с функционалом научно-исследовательского центра, не имеющая аналогов в мире. Платформа «Северный полюс» предназначена для осуществления круглогодичных комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно сможет проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения, двигаться во льдах без привлечения ледокола, принимать тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). На платформе можно зимовать, сохраняя комфортные и безопасные условия работы. Возможно проживание на полярной станции при температуре до -50о.

В последние десятилетия глобальные климатические изменения и состояние окружающей среды вызвали бурный рост научно-экспедиционных исследований в Арктике. Книга «Природа и климат Арктики» поможет узнать больше об Арктике, о ее физико-географическом описании, о системе наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, о климате с описанием различных сценариев его изменения, об океанографии Северного Ледовитого океана.

издательство "Паулсен"
издательство "Паулсен"

Читайте книги издательства «Паулсен»! www.paulsen.ru

Подпишитесь на наш канал!

Наука
7 млн интересуются