Посетитель художественной галереи скользнёт по этой картине быстрым оценивающим взглядом, про себя отметив миловидный овал лица героини, румянец на щёчках с обворожительными ямочками да мечтательный взор, устремлённый вдаль.
Улыбнется тонкому ходу живописца, оживившего композицию путём помещения белого голубя, этого вечного символа высоких чувств, в нежные девичьи пальчики. Краем сознания успеет «зацепиться» за чудесный букетик на столе, и окончательно поверит, что это полотно повествует о высокой романтике чистой любви. Он отправится к следующей работе, унося в душе радость мимолетного свидания с «лёгким жанром». Даже не заподозрив, что пал очередной жертвой изящной шутки мастера.
Мы знаем как это бывает, понимаем как это работает, и обожаем то, как тонко и изящно замечательный портретист середины XIX века Миклош Барабаш играет с нашим разумом. Мы и сами когда-то «проиграли» ему свою первую партию, и потому сегодня вместе с Вами, дорогой читатель, с превеликим удовольствием «сорвём маску» с его очаровательных трикстеров.
Итак: вглядись наш зритель в данную работу чуть дольше и пристальней — и сумел бы заметить ряд странностей. Во-первых, прижимающая голубку к девичьему сердцу рука является счастливой обладательницей обручального кольца. Во-вторых, в девичьих пальчиках уютно расположилась обёрнутая голубой ленточкой записка, которая — судя по мечтательному взору и лукавой улыбке, блуждающей на губах героини — содержит крайне волнующее девичье сердце содержание. Ну и наконец в-третьих, самая крупная роза в стоящей подле распахнутого окна вазочке —жёлтого цвета. Того самого, который в классической европейской традиции букета символизирует измену или расставание. И совсем не случайно на столике подле окна лежит часослов, как молчаливый укор и напоминание о святости института семьи и брака.
Разрозненные символы сложились в единую мозаику смысла. Романтический фантом испарился; на его месте возникла — картина-разоблачение, метафорический упрёк героини-кокетки, лишь на первый взгляд кажущейся невинным созданием. Пусть эти прямые знаки супружеской неверности и были понятны с первого взгляда лишь самому художнику да девушке, которой был адресован. Людям, жившим два столетия назад в парадигме классических символов и отсылок, не так уж и сложно было отыскать эту логическую цепочку и «потянуть» за неё. К слову: темноволосая красавица с портрета долгое время являлась любимой моделью прославленного портретиста. Возможно, маэстро знал о её личной жизни нечто такое, о чём не догадывался или во что не хотел верить её собственный супруг. Мы же со своей стороны надеемся, что прекрасная брюнетка лишь подарила художнику свой облик для создания сего полотна, а его сюжет он взял не из её реальной личной жизни, а под влиянием собственного художественного замысла. Хочется верить.
А знаете, уважаемый читатель, ведь за всей этой адюльтерной историей стоит ещё один факт, интересный с точки зрения любителей живописи. Получается, что данная картина — никакой не портрет, коих на счету маэстро числится около трёх тысяч штук, а самое настоящее жанровое полотно! Браво, маэстро Барабаш, Вам снова удалось сыграть со зрителем изящную шутку. Ведь тот, кто сочтёт эту работу простым портретом — распишется в том, что не понял её смысла.