Обычный день — это череда прогнозов и просчетов: «что мне нужно сделать, чтобы...». Нужно взять зонт, чтобы не попасть под дождь. Нужно доделать отчет, чтобы презентовать начальнику. Нужно внести плату за кредит, чтобы не нарваться на неприятности.
Все мелкие и крупные просчеты и прогнозы совершают наши лобные доли, формирование которых заканчивается к 25-ти годам. Чем ближе человек становится к этому возрасту, тем он чаще тревожится за будущее.
Вот почему мы так часто сталкиваемся с тем, что, заканчивая университет, не понимаем куда применить полученное образование, и чем оно полезно в данный момент. При выборе той или иной специальности, наш мозг просто не умел просчитывать будущее, в котором нужно что-то уметь и где-то работать.
Лобные доли — это определяющая структура головного мозга при постановке целей, задач и планов. Ученик знаменитого физиолога А. Р. Лурии — Элхонон Голдберг описывал пациентов с повреждением лобных долей. Такие пациенты постоянно заходили в чужие палаты, чем могли рассердить медсестер. Однако: «Гуляющие пациенты заходили в двери просто потому, что двери там были». Они блуждали без цели и без сознательного плана, реагируя на случайные внешние раздражители.
Наш мозг так устроен: лобным долям необходимо, как можно больше фактов и соответственно времени для просчета дальнейших действий и результатов. Когда вы стоите перед дверью начальника, чтобы попросить надбавку к зарплате, мозг просчитывает варианты. Что сказать с точки зрения выполняемых обязанностей, почему вы действительно ценный сотрудник, что удалось добиться в работе за последнее время. Возможно, вы обнаружите, что собранных фактов недостаточно, чтобы начальник счел нужным повысить зарплату.
Насколько точнее будет просчитан результат, зависит эффективность действий, которые вы совершите.
Сегодня мы научились мешать себе заниматься сборкой фактов. Мы требуем сиюминутных решений. Конечно, это оправдано, когда мы попадаем в критические ситуации, и нет времени на раздумья. Говоря о глобальных вещах в нашей жизни: карьера, семья, устройство жилья — мы почему-то хотим принимать молниеносные решения, надеясь на их эффективность.
Помните: чтобы мозг начал заниматься решением вопроса необходимо 23 минуты. За это отвечает наша дефолт-система мозга (ДСМ), про которую мы рассказывали в одном из прошлых постов.
Мы привыкли отвлекать ДСМ тем самым информационным потреблением, о котором так много сейчас говорят. Время, которые нужно для концентрации на задачу уходит на скроллинг ленты. Так наш мозг не имеет возможности просчитывать варианты будущего. Просто подумайте: можно ли рассчитывать на эффективные решения при таком раскладе.
Узнайте о теме больше, смотрите лекцию выпускницы всех трех ступеней Академии смысла Светланы Звонцовой — «Как исполнять свои желания?» https://www.youtube.com/watch?v=0LoYBK4b0Qo
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления
и на нашем сайте.