Найти в Дзене
ИстПросвет

Правда ли, что славян были самым древним и самым могущественным народом на Земле?

Славянка. Изображение взято с сайта Яндекс картинки
Славянка. Изображение взято с сайта Яндекс картинки

Чего только не пишут на просторах Интернета о древних славянах! Многое из написанного - откровенная выдумка, многое правдиво, но слишком запутанно и наукообразно.

Часто, чтобы доказать бессилие науки в изучении славянского прошлого, цитируют слависта первой половины ХХ в. Любора Нидерле, который утверждал:

«Нет ни одного исторического факта, ни одной достоверной традиции, ни даже мифологической генеалогии, которые помогли бы нам ответить на вопрос о происхождении славян. Славяне появляются на исторической арене неожиданно как великий и уже сформировавшийся народ; мы даже не знаем, откуда он пришел и каковы были его отношения с другими народами. Лишь … известный отрывок из летописи, приписываемой Нестору … можно считать своего рода „свидетельством о рождении“ славян» (4, С. 19).

Давайте же внесем ясность в этот поистине темный вопрос и обратимся к самым истокам, к самым ранним временам существования древнеславянского субстрата, опираясь на достижения археологии и лингвистики. (Не пугайтесь - морочить голову заумной аргументацией я никому не собираюсь. Все будет максимально доступно и, надеюсь, понятно.)

Научный термин субстрат означает - предшествующий или подготовительный слой. Ученые используют его, чтобы отделить зачаточное состояние этноса или народа от его современного бытия. И действительно, многие тысячи лет наши предки существовали лишь фигурально. Они были растворены в составе первобытного племенного сообщество, известного под собирательным именем индоевропейцев. Это было большое, разнородное племя, поиск прародины которого даже не перешел в финальную стадию.

Примерно около V тысячелетия до нашей эры индоевропейцы вышли из небытия и начали расселяться по территории Евразии. На протяжении V-IV тысячелетия до н.э. они осуществили гигантскую территориальной экспансии и заняли площадь от Атлантики на западе до Индии на востоке, от Скандинавии на севере до Аравийского полуострова на юге.

Параллельно с созданием первой в мире гигантской империи индоевропейцы совершили настоящую революцию древнейшей эпохи, поскольку являлись носителями более высоких культурных и технологических стандартов и передавали их в пользование мезолитическим племам. И хотя индоевропейцы - еще далеко не славяне, мы все-таки можем гордиться, что имеем к ним непосредственное отношение.

1. Языковые предки славян (V-III тыс. до н. э. - неолит и энеолит)

Параллельно с расселением, т.е. где-то между V и III тыс. до н.э., из общей индоевропейской массы начали отпочковываться самостоятельные ветви народов. Это был естественный процесс, ведь территория, которую заняли индоевропейцы, была архигигантской, и связи между отдельными землями постепенно ослабевали. Так начался процесс этнического обособления. Первыми из общей массы выделились анатолийцы, потом в одиночное плавание пустились индийцы, за ними иранцы, греки, италийцы, кельты, иллирийцы, фригийцы и некоторые другие народы (2).

Для справки: Археологически V-III тыс. до н. э. совпадают с периодами неолита (новый каменный век) и энеолита (переход от неолита к бронзе)

А где же славяне, спросите вы? Когда мы, наконец, услышим о наших пращурах?

Отвечаю. Применительно к V-III тыс. до н.э. о славянах вести речь бесполезно по причине их языкового и территориального отсутствия. Правильнее говорить об их языковых предках.

Языковые предки славян были земледельцами и обитали на северо-восточной окраине индоевропейского мира. К концу III тыс. до н.э. они продвинулись до горных хребтов, делящих Юго-Восточную Европу с севера на юг, и обосновались в пределах современной Саксонии, Чехии, Польши и Приднепровской Украины. Здесь они вступили в контакты с племенами первобытных охотников и частично обновили с их помощью свой генофонд. Юго-восточными границами расселения языковых предков славян был европейский горный барьер - Рудные Горы, Судеты, Татры, Бескиды и Карпаты (5, С. 17).

2. Протославяне (конец III - начало II тыс. до н. э.).

Серьезные перемены на этническом фронте древней Европы происходят в конце III тыс. до н.э. Согласно утвердившейся периодизации Б.В. Горнунга (1963), в это время начинается протославянский период формирования славянского этноса, который продолжается до начала II тыс. до н.э. Короче говоря, выделение протославян из общей массы славянских языковых предков заняло несколько сотен лет - может быть, четыреста или пятьсот, точнее никто не скажет.

Отличительной чертой протославянского этапа стало сочетание земледелия с развитием скотоводства. Разведение животных давало людям молоко и белковую пищу. Вместе с рационом земледельца это было отличное подспорье в питании, которое приводило, в итоге, к существенному росту населения.

Двигаясь в поисках пастбищ, протославяне приобрели гораздо большую, чем раньше мобильность. Теперь они часто враждовали и сталкивались с соседями, отнимая друг у друга угодья и стада. Пастушеские переселения “в телегах и с конями” стали для них рутиной жизни (5, С. 17).

Из этого не следует, однако, что протославяне только и делали, что переезжали с места на место. Они сидели “дома”, пока местность могла их прокормить, и лишь падение плодородия и “оскудение” пастбищ заставляли их менять локацию. Не исключено, что другим способом расселения протославян была высылка “колоний”, в состав которых входила “излишняя” часть растущего населения.

Ускоренный темп жизни конца III - начала II тыс. до н. э. потребовал от протославян кардинальных изменений в социальной сфере. Наши предки военизировались; из общей массы земледельцев выделились профессиональные воины, из которых формировались боевые дружины. Дружинники выбирали себе руководителей, т.е. князей, ориентируясь на их личные лидерские качества.

Военное сословие в силу особенности своих занятий все больше специализировалось на нападении или защите и постепенно полностью отходило от земледельческого труда. Так у протославян формировалась родовая аристократия или знать. В периоды военных столкновений выборные князья укрепляли свою власть, и традиционная племенная организация публичного управления постепенно видоизменялась.

В результате завоеваний расширились языковые связи протославян, в их мир попали представители других этнических групп. В начале II тыс. до н. э. (Гензель, 1973), протославяне занимали обширную область между Одером, Вислой и Днепром. (Нетрудно заметить, что ареал их обитания с начала III тысячелетия не сильно изменился.) К западу от них жили наследники языковых предков германцев - протогерманцы (Одер - Эльба), а к северу - протобалты (Померания и Пруссия). Вместе с ними протославяне составляли археологическую культуру шаровых амфор. Сами они, конечно, этого названия не знали, но шаровые амфоры все же активно использовали. Культура шаровых амфор охватила большое пространство между Эльбой и Днепром. Археологи считают ее “первым историческим действием племен на север от Судет и Карпат” (5, С. 17).

Находка шаровых амфор, относящихся к рубежу III-II тыс. до н.э., впервые позволяет, в буквальном смысле слова, увидеть протославянскую культуру эпохи древности. Говоря это, я имею в виду многочисленные археологические находки, принадлежащие носителям культуры шаровых амфор.

3. Праславяне (XV в. до н. э. - начало - середина I тыс. н. э.)

Праславянская эпоха начинается примерно в XV в. до н. э. и охватывает более двух тысяч лет. Это очень длительный и разнообразный период. Его главное содержание состоит в более четком обособлении праславянских территорий от распадающегося индоевропейского мира и росте материальной и духовной культуры праславян.

Наши предки продолжали жить компактной группой между Одером, Вислой и Днепром. Это подтверждается лексическими материалами, согласно которым “славянская прародина” находилась “в лесной, равнинной местности с наличием озер и болот, в стороне от моря, горных хребтов и степных пространств” (1; 6, С. 77). Пребывая на своих исконных местах, праславяне продолжали соседствовать и вступали в экономические и культурные контакты с прабалтами и прагерманцами.

Хозяйство праславянских поселений основывалась на плужном земледелии. До начала железного века орудия труда изготавливались из дерева. Земледелию по-прежнему сопутствовало скотоводство. Праславяне возделывали просо, пшеницу, ячмень, горох, бобы, одежду ткали и шили изо льна. За две тысячи лет существенно меняется их язык: вырабатываются многие славянские языковые структуры, меняется лексика. Как утверждают специалисты, “выделение праславянского языка из древнеевропейского было … продолжительным процессом” (5, С. 76).

“Столетия спокойного и малоприметного … существования славянских племен дважды на протяжении этого периода сменяются столетиями бурного подъема и широких внешних связей” (5, С. 18). В первую половину праславянской эпохи западная часть наших предков оказалась втянутой в лужицкое объединение племен, где провела длительное время в подчиненном положении. Во вторую половину уже восточная часть праславянского мира попала в сферу политического влияния Скифии. Под именем «скифов-пахарей» праславяне-земледельцы экспортировали хлеб в Грецию.

“Две половины праславянского мира, охваченные двумя разными сферами влияния, начали жить разной жизнью. Отдельно существовала скифская археологическая культура, отдельно развивалась лужицкая”. Тем не менее, современники продолжали помнить о родстве праславянского мира от Скифии до Прибалтики. Древние греки, например, до позднего времени (IV в. до н. э.) использовали географическую концепцию (Эфор Кумский), по которой «Скифия» простиралась до Балтийского моря, и на западе соприкасалась с «Кельтикой» (5, С. 19).

В середине I тыс. н. э. праславянский мир достигнет “точки кипения” и начнет бурно распадаться. С этим будут связаны крайне драматические события на Балканах, вызванные формированием южных славян, а также длительные войны восточных славян на Днепре, на Верхней Оке и Волге.

Но об этом будет рассказано в следующих выпусках. А пока вопрос “на засыпку” для тех, кто был внимателен и дочитал текст до конца.

Прав ли был М.В. Ломоносов, утверждая, что славяне, а точнее венеды (“енеты”), во главе со своим “королем Пилимоном” принимали участие в Троянской войне на стороне защитников Трои, а потом, помилованные греками, “отъехали во внутренний конец Адриатического залива” и поселились в Венеции (“между морем и Альпийскими горами”)? (3, С. 13)

Подумали?

Ответили?

А теперь сравните свой ответ с моим.

Падение Трои состоялось в 1184 г. до н.э. Это знаменательное событие, по принятой нами периодизации, относится к праславянскому периоду истории наших предков. Следовательно, славяне, а тем более малороссийские казаки, как это написано в “Энеиде” И. Котляревского (поэма шуточная), защищать Трою не могли по определению. Но это, однако, не исключает, что какие-то подразделения праславян в конце II тыс. до н.э. могли оказаться на территории Малой Азии и отличились в Троянской войне. Одно точно наверняка - формирование праславянского социума происходило в это время значительно севернее злополучной Трои, а именно в районе Одера, Вислы и Днепра.

Что же касается версии об основании праславянами Венеции, то мне еще на первом курсе истфака приходилось слышать ее пересказ из уст весьма уважаемого мной профессора. Лишь позднее я узнал, что ее автором был ученый химик и стеклодув Михайло Васильевич Ломоносов. Приятно, конечно, чувствовать себя строителем великого города, но что поделать, если это всего лишь миф. Никаких достоверных данных лингвистики или археологии на этот счет не существует. Гипотеза Ломоносова вряд ли когда-нибудь подтвердится, а, скорее всего, так и останется заманчивой, но баснословной догадкой.

Читать все материалы канала ИстПросвет

Литература

1. Будилович А. Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным. Исследования в области лингвистической палеонтологии славян. Ч. I-II. Киев, 1878-1882.

2. Зализняк Л.Л. Происхождение индоевропейцев и их расселение в свете археологических данных. URL: http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=7366

3. Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1056 года… СПб., 1766.

4. Нидерле Л. Славянские древности. Пер. с чешского Т. Ковалевой и М. Хазанова. Изд-во иностранной литературы. - М., 1956.

5. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки - М., Изд-во Моск. ун-т, 1984. 240 с. 66 илл.

6. Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование / Ин-т археологии Рос. академии наук. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 624 с., ил. - (Studia historica).

Наука
7 млн интересуются