Эволюцию можно разбить на 3 этапа
Первый этап это эволюция вещества, от простых к сложным атомам, потом химическая эволюция к молекулам и т.д.
Второй этап эволюция жизни от простых организмов к сложным.
Третий этап эволюции, это появление и эволюция нервной системы. Его мы выделили отдельно потому что на базе этой эволюции появилась психика и человек. И эта эволюция продолжается достаточно быстрыми темпами в человеческом обществе.
Начнем с физики, то есть с атомов из которых мы все состоим.
Итак начнем с самого начала начал, слово было у бога и это слово было Большой взрыв. Щутки в строну и давайте попробуем описать теорию Большого взрыва простым понятным для нас с вам языком.
Согласно теории Большого взрыва, все это началось около 14 миллиардов лет назад или точнее 13,799 ± 0,021 миллиарда лет назад из определенного начального единственного состояния и с тех пор непрерывно расширяется и охлаждается. То что было до большого взрыва, есть несколько теорий. Возможно, что до Большого взрыва вселенная была бесконечной полосой ультратонкого, плотного материала, сохраняющегося в устойчивом состоянии до тех пор, пока по какой-то причине не произошел, собственно, сам Большой взрыв. В соответствии с известными ограничениями применимости современных физических теорий, первым возможным моментом описания считается момент эры Планка с температурой около 1032 К (температура Планка) и плотностью около 1093 г / см³ (плотность Планка). Ранняя вселенная была очень однородной и изотропной средой с необычайно высокой плотностью, температурой и давлением. В результате расширения и охлаждения во Вселенной произошли фазовые переходы, аналогичные конденсации жидкости из газа, но применительно к элементарным частицам.
В период от нуля до 10-43 секунд после Большого взрыва Вселенная образовалась из сингулярности. Считается, что температура и плотность вещества во Вселенной были близки к планковским. Полная физическая теория этой стадии отсутствует . В конце этой стадии гравитационное излучение начинает отделяется от материи.
Примерно через 10-42 секунды после Большого взрыва изменение фазы вызвало экспоненциальное расширение Вселенной. Этот период назывался Космической Инфляцией и закончился ориентировочно через 10-36 секунд после начала Большого Взрыва .
По истечении этого времени строительным материалом вселенной стала кварковая глюонная плазма. Через некоторое время температура упала до значений, при которых стал возможен следующий фазовый переход, так называемый бариогенез. На этом этапе кварки и глюоны объединяются в барионы, такие как протоны и нейтроны . В то же время произошло асимметричное образование вещества и антивещества, которые уничтожили друг друга и превратились в электромагнитное излучение.
Но эта одна из теорий. Другая теория гласит что вселенная разделилась на две вселенные , на анти-Вселенную и нашу Вселенную. Наша Вселенная может быть «зеркальным отражением» параллельного мира антивещества, который несется в обратном направлении от Большого взрыва по шкале времени. И соответственно антивещество не было уничтожено, а переместилось в анти-Вселенную.
Дополнительное падение температуры привело к следующему фазовому переходу – образованию физических сил и элементарных частиц в их современном виде что мы знаем и понимаем. Затем наступил век нуклеосинтеза, в котором протоны в сочетании с нейтронами образовали ядро дейтерия, гелия-4 и различных других изотопов света. После дальнейшего падения температуры и расширения Вселенной наступил следующий момент перехода, в котором гравитация стала доминирующей силой. Через 380 000 лет после Большого взрыва температура упала настолько, что стало возможным существование атомов водорода (до этого процессы ионизации протонов и электронной рекомбинации находились в равновесии).
После эпохи рекомбинации вещество стало прозрачным для излучения, которое, свободно распространяясь в пространстве, пришло к нам в виде реликтового излучения .
В 1963 году два американских ученых Арно Пензиас и Роберт Уилсон обнаружили, что микроволновое излучение падает на землю из космоса. Эти выбросы также подтверждают теорию большого взрыва. Предположим, что излучение идет с конечной скоростью из космоса на Землю. Фактически, его источник был активен в далеком прошлом. Например, было обнаружено, что реликтовое излучение было излучено 13,7 миллиардов лет назад. Таким образом, изучая подробные физические свойства излучения, мы можем узнать об условиях во Вселенной в очень ранние времена, поскольку излучение, которое мы видим сегодня, фактически прошло огромное расстояние, и его источник может больше не существовать.
Следует отметить и подчеркнуть, что на каждой стадии Большого взрыва выполняется так называемый космологический принцип – вселенная в любой момент времени кажется одной и той же наблюдателю в любой точке пространства. В частности, в любой момент времени во всех точках пространства плотность вещества в среднем всегда одинакова. Большой взрыв не похож на взрыв динамита в пустом пространстве, когда вещество начинает расширяться из небольшого объема в окружающую пустоту, образуя сферическое газовое облако с четким расширяющимся фронтом, за которым существует вакуум. Данное популярное мнение полностью неверно . На самом деле, Большой Взрыв произошел во всех точках пространства одновременно и синхронно, вы не можете указывать ни на одну точку в качестве центра взрыва, в космосе нет масштабных градиентов давления и плотности, нет ограничений или фронты, отделяющие расширяющееся вещество от пустоты . Большой взрыв должен быть представлен как расширение самого пространства вместе с веществом, содержащимся в нем, которое в среднем покоится в каждой точке. Понят это стало возможно благодаря квантовой механике
Теория Большого Взрыва всегда была интересной и очень загадочной темой для разговоров ученых всего мира. Эта теория в основном была попыткой, предпринятой в свое время астрономами, чтобы объяснить, как же наша Вселенная все таки появилась на свет.
Что на самом деле означает слово вселенная?
Вселенная включает в себя все, что мы называем материей или подругому веществом. Его «состав» включает в себя солнце, луну, звезды, галактики, атомы, молекулы, вообщем все что есть материального.
Наша Вселенная вмешает в себя около 100 миллиардов галактик. Но удивительно то, что Вселенная состоит только из приблизительно 10% материи и 90% темного вещества. «Темное вещество относится к массе, которая не излучает и не поглощает электромагнитное излучение». Согласно теории Большого взрыва, огромная черная дыра находится в центре каждой галактики.
Звезды родились через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва. Мельчайшие частицы, образовавшиеся в результате большого взрыва под воздействием гравитационных сил, начали сжиматься, закручиваться, образуя различные вещества, галактики и звезды.
Звезды образуются из газовых облаков, которые при определенных условиях распадаются на отдельные «комочки», которые продолжают сжиматься под воздействием собственной гравитации. Повышение давления предотвращает сжатие газа под действием собственной силы тяжести. Во время адиабатического сжатия температура также должна повышаться – энергия гравитационного связывания выделяется в виде тепла. Пока облако истончено, все тепло легко покидает излучение, но в плотной конденсационной сердцевине теплообмен затруднен и быстро нагревается. Соответствующее увеличение давления препятствует сжатию ядра и все еще происходит только потому, что газ продолжает падать на восходящую звезду. Когда масса увеличивается, давление и температура внутри нее увеличиваются, достигая, наконец, 10 миллионов Кельвинов. В этот момент ядерные реакции начинаются в центре звезды, превращая водород в гелий, который поддерживает устойчивое состояние новообразованной звезды в течение миллионов, миллиардов или десятков миллиардов лет, в зависимости от массы звезды. Потом следует взрыв и вещество выбрасывается в окружавшее пространство. Наша вселенная насчитывает миллиарды галактик, в которых миллиарды звезд.
Наша Земля расположена в галактике, называемой Млечный путь, и движение других галактик в Млечном пути на высокой скорости доказывает продолжение расширения. Кроме того, расширение Вселенной в результате Большого взрыва вызвано действием взрывной волны. Каждый час вселенная увеличивается на миллиард миль во всех направлениях.
С физикой закончили, плавно переходим к химии.
Фактически, химическая эволюция начинается сразу после появления различных химических элементов, то есть она тесно связана с общей эволюцией звезд.
Таким образом, во Вселенной был выполнен полный набор событий, особенно благоприятных для формирования, которые определили специфику потоков материи, энергии и информации, необходимых для самоорганизации.
Следовательно, вещество Вселенной развивалось в направлении от простых к сложным структурам, все более упорядоченно возникающим из хаоса. Системы, возникающие в таких условиях, никогда не бывают стабильными. Они всегда далеки от равновесия и, рухнув, снова возвращаются к хаосу. Но среди огромного количества таких новообразований довольно часто и неизбежно встречались системы с минимальным увеличением энтропии, которые хранились при определенных условиях, то есть был своего рода выбор только стабильных физических и химических систем, чьи эволюция шла в определенном направлении.
Условия окружающей среды играют очень важную роль в химической эволюции, определяя направление и скорость реакций. Наиболее важными среди них являются температура, давление, ионизирующее излучение, наличие катализаторов и тому подобное. В частности, при абсолютном нуле химические процессы практически не идут.
Повышение температуры вызывает ускоренные реакции, но при слишком высоких температурах уже образовавшиеся соединения быстро разлагаются. Оба процесса (синтез и разложение) не имеют четко определенных температурных пределов и перекрываются при средних температурах, при которых они будут одинаково вероятны в небольшой степени (около 37 ° C). В таких условиях облегчается обмен веществ (самосборка сложных систем), что обеспечивает оптимальный темп химической эволюции. Аналогичная ситуация характерна для давления и ионизирующего излучения. Катализаторы способствуют переходу системы в более сбалансированное состояние за счет снижения энергии, необходимой для реакции. Кроме того, в довольно распространенных химических процессах с колебательными режимом образуются продукты, которые могут действовать как катализаторы, что значительно ускоряет все реакции.
Это настолько важно, что процесс возникновения жизни можно рассматривать как эволюцию катализаторов основных неорганических реакций. В открытых системах основная часть субстрата использует быструю реакцию. В отличие от обычной химии, где реакции направлены на химическое равновесие, в химии открытых систем реакции происходят в направлении, указанном потоком веществ.
Все эти реакции приводят к выбору наиболее подходящих (оптимальных) соединений и реакций, которые позволяют химической системе достичь наиболее полезного эффекта очень быстро и с минимальными затратами энергии. Был сделан постепенный переход к качественно новому биологическому этапу развития материи, но общие принципы ее самоорганизации остались на этом уровне.
С химией закончили, начнем про биологию.
Сегодня существует несколько основных теорий эволюции. Наиболее распространенной является Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – синтез дарвиновской теории эволюции и популяционной генетики. СТЭ объясняет связь между методом эволюции (генетические мутации) и механизмом эволюции (естественный отбор по Дарвину).
Суть теории эволюции Чарльза Дарвина, сформулированной в его работе «Происхождение видов» (1859), заключается в том, что основным «двигателем» эволюции является отбор. Естественно, процесс состоит из трех факторов:
1) В популяциях рождается больше детей, чем они могут выжить, учитывая условия окружающей среды (количество пищи, присутствие живых существ, питающихся этим видом и т. Д.);
2) разные организмы имеют разные черты, которые влияют на способность выживать и продолжать род;
3) Вышеуказанные черты наследуются.
Эти три фактора объясняют возникновение внутривидовой конкуренции и избирательное вымирание (устранение) видов, наименее подходящих для выживания. Таким образом, только сильнейшие дают потомство, что приводит к прогрессивной эволюции всего живого.
СТЭ значительно расширяет представления Дарвина об эволюционных процессах, раскрывая разнообразие движущих сил, стоящих за эволюцией. Если Дарвин отказывается от внутривидовой и межвидовой борьбы за выживание в неблагоприятных условиях, современная наука выделяет такие эволюционные факторы, как мутация, изоляция, быстрый рост популяции и т. д.
Согласно постулатам СТЭ, требованиям элементарного эволюционного материала удовлетворяют различного рода мутации. К их числу относят генные, хромосомные, геномные мутации. Чтобы мутации служили материалом для эволюции, необходимы условия: достаточная частота возникновения мутаций, четкость в проявлении мутантных признаков и четко выраженная биологическая значимость этих признаков, генетические различия между природными таксонами.
Не менее важны и так называемые элементарные эволюционные факторы, воздействующие на количественные соотношения генов конкретной популяции. Такого рода факторы должны удовлетворять следующим требованиям: 1) быть поставщиком элементарного эволюционного материала, необходимого для проявления элементарного эволюционного явления – изменения генотипического состава популяции; 2) расчленять исходную популяцию на две или несколько, разделенные различными изоляционными барьерами; 3) создавать внутрипопуляционные барьеры; 4) вызывать адаптивные изменения.
Таким образом, синтетическую теорию эволюции можно охарактеризовать как теорию органической эволюции путём естественного отбора признаков, детерминированных генетически .
Это в вкратце про теорию эволюции, теперь перейдем к мозгу.
Нервная система не требуется всем живым существам как мы знаем. Это не нужно тем, кто не двигался и останется неподвижным, т.е. растениям. Чтобы выжить, им не нужна быстрая реакция или мгновенная перестройка организма. Есть еще одна возможность существования без нервной системы – жить в прекрасном месте, где много еды, а тело всегда защищено и тепло, практически в животном раю. Как не странно, жизнь паразитического червя полностью соответствует этим требованиям. Поэтому у него, как у растения, нет нервной системы. Это правда, что растения в нервной системе никогда не было и у ленточного червя полностью исчезли. У растений, как и у ленточного червя, функция реагирования на изменения внешних условий выполняется не нервной системой, а отдельными клетками с химической, электромагнитной и механической чувствительностью.
Самое древнее свойство нервной системы простейших живых существ – способность распространять информацию о контакте с внешним миром от клетки к целому многоклеточному организму. Первое преимущество, которое предлагает нервная система, столь примитивная для многоклеточных организмов, – это способность реагировать на внешние воздействия с той же скоростью, что и у простейшей одноклеточной структуры.
Свободноживущим кишечнополостным требует более обширной нервной сети. В них нервная система распределяется практически равномерно по всему телу или в большей его части (за исключением скоплений нервных клеток на подошве и в области околоплотного кольца), что обеспечивает быструю скоординированную реакцию весь организм на раздражители. Это достаточно примитивная нервная система. Равномерно распределенная нервная система, как правило называется диффузной. Организм таких живых существ быстро реагирует на различные воздействия, но неспецифично, то есть того же типа. Например, пресноводная гидра с любыми информационными сигналами – если вы качаете лист, на котором она сидит, касается ее щетиной или вызывает движение воды, – реагирует аналогичным образом – она сжимается.
Следующим шагом в эволюции нервной системы стало появление нового качества – проактивной адаптации. Это означает, что у организма есть время, чтобы заранее подготовиться к изменению окружающей среды, прежде чем непосредственно соприкоснуться со стимулом и не всегда хорошим. Для этого в природе созданы самые разнообразные органы чувств, в основе которых лежат три механизма: химическая, физическая и электромагнитная чувствительность мембраны нервной клетки. Химическая чувствительность может быть представлена обонянием и органом контакта со вкусом, осморецептором и приемником кислорода парциального давления. Механочувствительность достигается в виде слуха, органов боковой линии, гравитации и терморецепторов. Чувствительность к электромагнитным волнам обусловлена наличием рецепторов внешнего или собственного поля, светочувствительностью или способностью воспринимать магнитные поля планеты и Солнца.
В постоянно меняющихся условиях окружающей среды простых адаптивных реакций становится недостаточно. К счастью, экологические изменения подчиняются определенным физическим и планетарным законам. Соответствующий поведенческий выбор в нестабильной среде может быть сделан только путем сравнения различных сигналов с аналогичными сигналами, полученными ранее. Поэтому в процессе эволюции организм был вынужден приобрести еще одно важное преимущество перед другими организмами – способность сравнивать информацию во времени, как будто оценивая опыт предыдущей жизни. Это новое свойство нервной системы как мы знаем называется памятью.
Роль нервной системы стала особенно важной после выхода позвоночных на сушу, что поставило бывшие водные существа в чрезвычайно сложное положение. Они прекрасно адаптировались к жизни в водной среде, которая едва соответствовала условиям жизни на твердой почве. Новые требования к нервной системе обусловлены низким сопротивлением окружающей среды, увеличением массы тела, хорошим распределением запахов, шумов и электромагнитных волн в воздухе. Гравитационное поле предъявляло чрезвычайно высокие требования к системе соматических рецепторов и вестибулярному аппарату. Если невозможно упасть внутри воды, то такие проблемы на поверхности земли просто неизбежны. Специфические органы движения – конечности – формируются на границе носителя. Сильное повышение требований к координации мышц тела привело к интенсивному развитию сенсомоторных частей позвоночника, задних конечностей и продолговатого мозга. Дыхание в воздухе, изменения водно-солевого баланса и механизмов пищеварения привели к разработке специфических систем управления этими функциями со стороны мозга и периферической нервной системы.
Владельцам развитой нервной системы приходилось сталкиваться с неожиданными проблемами. Память очень энергозатрат и на это приходиться тратить много полезной энергии . Наконец, запоминание какой либо информации может оказаться полезным или никогда не понадобиться в дальнейшей жизни. Следовательно, роскошная возможность вспомнить что-то – это судьба энергетически богатых животных, животных с высокой скоростью метаболизма. Но вы не можете обойтись без мозга – он нужен существам, которые активно адаптируются к внешней среде, используют разные чувства, сохраняют и сравнивают свой индивидуальный опыт.
У многих мелких животных с относительно большим мозгом специальный механизм, по-видимому, защищал организм от чрезмерного потребления энергии в течение нескольких часов – вялости или зимней спячки. Маленькие теплокровные животные обычно могут находиться в двух основных состояниях: гиперактивность и гибернация. Промежуточное состояние неэффективно, поскольку затраты на энергию не компенсируются поступающей пищей.
Итак, что получается, нервная система млекопитающих в процессе эволюции стала чрезвычайно «дорогим» органом. Затраты на содержание мозга млекопитающих сопоставимы с затратами на поддержание мозга человека, которые в неактивном состоянии составляют около 8-10% затрат энергии всего организма. Человеческий мозг составляет всего 1/50 веса тела и потребляет при этом 1/10 всей энергии – в 5 раз больше, чем любой другой жизненый орган. Мы добавляем затраты на поддержание спинного мозга и периферической системы и получаем: около 15% энергии всего организма в состоянии покоя расходуется на поддержание деятельности нервной системы. По самым скромным подсчетам, затраты энергии только на мозг в активном состоянии увеличиваются более чем в 2 раза. Учитывая общее повышение активности периферической нервной системы и спинного мозга, можно с уверенностью сказать, что около 25-30% всех расходов человеческого организма расходуется на содержание нервной системы.
Чем меньше времени мозг работает в интенсивном режиме, тем дешевле его содержание. Минимизация времени интенсивного режима работы нервной системы в основном достигается благодаря большому набору врожденных инстинктивных программ поведения, которые хранятся в мозгу в виде набора инструкций. В целях экономии энергии мозг почти никогда не используется для принятия решений, основанных на личном опыте животного. Парадокс в том, что в результате эволюции был создан инструмент для реализации самых сложных механизмов поведения, но энергоемкость такой супер-совершенной нервной системы была очень высокой, поэтому все млекопитающие инстинктивно пытаются использовать мозг как можно меньше, насколько это возможно, часто отдыхают, много спять, стараются двигаться только по необходимости.
Кроме одно млекопитающего или части особей его вида, как вы догадались это человек, как правило, у нас нет проблем с энергией едой, поэтому мы можем позволить себе более активный образ жизни, чем животные.
Эволюция психики. Основные этапы ее развития
Понятия психики и эволюции не одинаково связаны, так как все процессы и этапы формирования психики происходят в процессе эволюции. Рассмотрим этот процесс более подробно.
Эволюция психики – это непрерывное, постепенное и долгосрочное развитие психики в процессе эволюции. В целом, существует три основных уровня развития эволюции:
· Межвидовой уровень эволюции – в этот момент происходит постепенное изменение психики от самых простых до более сложных форм по мере развития различных типов животных, от простейших до млекопитающих и самих людей , Он раскрывает все явления жизни на нашей планете Земля;
· Уровень внутривидовой эволюции – состоит из плавного перехода психики по мере эволюции животного или человека. В этом случае человек выступает как один из видов млекопитающих, существовавший около 3 миллионов лет. На протяжении всей этой жизненной сцены происходит постоянное изменение самой психики;
Онтогенетический уровень эволюции – раскрывает развитие психики в онтогенезе, то есть в течение всей жизни человека (или животного), от момента рождения до смерти. Как явление жизни на земле, психика возникла более 500 миллионов лет назад. В этот период происходит увеличение сложности, идет процесс улучшения структуры центрального мозга и центральной нервной системы.
Начальный уровень считается бессознательным, не имеющим психического отражения, поскольку он представлен в основном инстинктами самосохранения и воспроизводства, проявлениями агрессии, иерархии, территориальными инстинктами, а также стремлением обеспечить жизненные ресурсы. Он присущ амфибиям, рыбам, птицам и рептилиям. После 50 миллионов лет эволюции появляется более совершенный уровень и появляется подсознание, выраженное эмоциями. В качестве примера в этом случае можно привести психику ящерицы. В качестве более сложного уровня умственной рефлексии вы можете представить психику обезьяны.
Человеческое сознание начало появляться около 500 000 лет назад. Это наивысший уровень проявления ментального отражения, который эволюционировал естественным образом. Такие чувства, как вдохновение, любовь, альтруизм и все, что отличает человека от животных, эти чувства уже осознаны. Наиболее сложные психические образования, созданные человеком во время целенаправленных специальных и длительных тренировок, действуют как сверхсознание, ооно возникло около 5000 лет назад.
Многие люди имеют способность ходить на горячих углях, что зависит от возможностей их психики, а не, как думают многие, структурных особенностей кожи подошв ног. Именно эти образования относятся к так называемому сверхсознанию. Поэтому стоит сказать, что подсознание и бессознательное в нашей повседневной жизни играют важную роль, чем кажется. Сознание менее устойчиво к стрессовым факторам.
Основные этапы развития психики в процессе эволюции.
Все животные, существующие на планете, взаимодействуют с окружающей средой, потому что им крайне необходимо выживать. Они должны получать пищу и избегать опасностей и вредных последствий. Для этого необходимо чувствовать и отражать саму среду с ее важнейшими жизненно важными компонентами. Таким образом, оказывается, что живые организмы должны взаимодействовать с окружающей средой для жизни, потому что все формы жизни связаны с процессами ассимиляции и сокрытия, то есть ассимиляции веществ окружающая среда и выброс продуктов разложения в окружающую среду. Развитие развивающейся психики происходит по фундаментальным законам. Повышение уровня жизнедеятельности большинства организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающей средой привело к необходимости наиболее интенсивного контакта со многими компонентами окружающей среды, а также к улучшению движения. и общение между ними.
Это изменение в поведении способствовало большему потреблению компонентов окружающей среды, необходимых для жизни, а также позволило более успешно избегать вредных опасностей и неблагоприятных воздействий. Благодаря умственному прогрессу умственного отражения ориентация в пространстве и времени была значительно улучшена. Таким образом, движение стало решающим фактором в развитии психики в процессе эволюции. Однако без развития психики двигательная активность не могла улучшиться и вызвать адекватные двигательные реакции. Поэтому психика и эволюция всегда находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Активная деятельность оказывает существенное влияние не только на развитие вида в целом, но и на формирование психики. Эволюция человека заключается в том, что он не стоит на месте, а постоянно участвует в чем-то, в каком либо движении. Нагрузка от этого движения способствует формированию внутреннего мира. Все ощущения и эмоциональные переживания оставляют след в психологическом здоровье как положительный так и отрицательный. Животное становится не только рациональным, но и социальным. Люди, общаясь друг с другом в процессе работы и игры, развивают тем самым свою психику.
Интеллектуальное развитие человека в начале его истории было очень далеко от его способностей и возможностей. На протяжении всего генезиса человека – до появления кроманьонца человек – мышление и психика характеризуются так называемым предлогическим типом. Основная функция языка в это время – влиять на темы друг на друга. Когнитивная функция начинает активно развиваться только с появлением человека современного типа. В доисторические времена больше проявлялась фантазия, мифологическое мышление.
Жизнь первобытного человека не выходила как правило за рамки символов, мифов и архетипов. В мифах люди как правило искали нечто похожее на собственный опыт, сознание не отражало мир, а создавало его мифологически, наделяло объекты различными мистическими свойствами. Таким образом, все развитие человечества в культурном смысле напрямую связано с улучшением и самосовершенствованием человеческого сознания. В самом начале этому способствовали догмы веры, а затем уже научные концепции. В цивилизации постепенно формировались факторы, которые способствовали разумному научному объяснению явлений, происходящих в окружающем нас мире.
Индивидуальное сознание посредством устной, а затем письменной речи обогатилось результатами опыта людей. Возник феномен социальной идентификации личности. Теперь субъект начинает сравнивать себя с обществом, в котором он обитает. Человек начинает воспринимать себя через преломление социального значения отдельных явлений. Это привело к появлению формы суггестивного поведения, характеризуемой словесной внушаемостью. Человек способен проявить самооценку и самоанализ, его поведение более осознанно чем раньше, и регулируется системой универсальных знаний, то есть сознанием. Все эти внешние социальные требования трансформируются во внутренние требования, формируя потребность во внутренней саморегуляции.
Человеческая психика развивалась на протяжении тысячелетий благодаря мышлению и сознанию. Современные люди способны смотреть на мир с разных точек зрения и углов, распознавать и использовать не только словесно-грамматическую логику, но и интуицию.
И последний этап эволюции психики может оказаться поистине революционным. Мы к нему уже близко подошли, эта так называемое сращение человека и машины, и появление кибернетического организма, когда наш мозг начнет взаимодействовать напрямую с компьютерами минуя периферическую нервную систему, иным словами когда в нас будут вживлены компьютеры. И это откроет поистине революционные возможности для человечества, произойдет так называемая сингулярность.
Правда остается вопрос что же именно во вселенной запустило этот эволюционный вектор развития от большого взрыва к искусственному интеллекту.
Еще больше публикаций на сайте Квантовая Психологи psykvant.ru