В эту поездку хотелось увидеть как можно больше, поэтому старт состоялся ещё затемно. Первые признаки рассвета мы увидели, выехав на Аксайский мост. Часто получается, что самое интересное с точки зрения фотографии время мы проводим в дороге, а на место приезжаем, когда солнце уже высоко. Снимки при таком освещение получаются не такими выразительными, как при свете утреннего или вечернего солнца.
Поэтому мы свернули с трассы на старую Ольгинскую дамбу, одну из незаслуженно забытых достопримечательностей нашего края. Здесь проходил старый Задонский почтовый тракт на Кавказ, начинающийся за Аксайской переправой. Его первые километры проходили по донской пойме, которая часто пребывала в непроезжем состоянии из-за регулярных половодий. Поэтому в середине XIX века здесь была построена дамба с 8 мостами, и проблема была решена.
Рассвет мы встретили в лугах за станицей Ольгинской по дороге на хутор Махин. Запомнился пряный тягучий воздух, поднимающийся из тёмных трав, поле подсолнухов, таращившихся на нас, и стая птиц в виде буквы «Z».
На волгодонскую трассу мы выбирались между полей, отчаянно пыля по дороге с «твёрдым покрытием». Единственным, что внесло некоторое разнообразие в этот участок пути, было появление роскошного фазана, перебежавшего дорогу перед машиной. Вблизи трассы вдоль дороги появились лесополосы в очень хорошем состоянии, по крайней мере внешне — чистые, без обычного нагромождения сухих веток и мусора.
Наконец, мы выехали на волгодонскую трассу. Отброшу описание обычных дорожных неприятностей — плетущихся впереди тракторов с вихляющими прицепами и ремонта дороги с реверсивным движением, организованному по странному графику.
Проходит почти два часа и мы поворачиваем на вдрызг разбитую просёлочную дорогу вдоль небольшой протоки под названием Салок или Салак. Вскоре начинается приподнятое метров на пять-шесть плато, где находилась одна из крепостей Хазарского каганата — Семикаракорская.
Её настоящего названия никто толком не знает. Расположена она была на одном из ответвлений Великого Шёлкового пути и приблизительно датируется IX веком. Является памятником истории федерального значения. Однако, свежий человек, попавший на это место, видит только небольшие рвы в буйных травах, традиционно загаженные всяческим мусором, невысокие курганы и невнятные валы.
Археологические раскопки велись здесь на протяжении более ста лет, что позволило определить принадлежность и приблизительный возраст крепости. Особо выдающихся и интересных находок здесь, на мой взгляд, не было: остатки кладки из кирпича-сырца, куски черепицы, фрагменты амфор и горшков, небольшие обломки предметов быта и украшений.
Нас же интересовало её современное состояние и, так сказать, презентабельность как объекта показа. Увы, что-то показать здесь трудно...
Мы переместились пообедать на берег протекающего неподалёку Сусата. Пересечь эту протоку можно по традиционному для этих мест мосту, состоящему из дамбы с трубой. Сусат — это старое донской русло. Рыба и раки тут есть, но я замечаю, что год за годом ихтиофауна скудеет. За последние десять лет мне не удалось поймать ни одного линя, да и местные говорят, что он исчез. Да и щуки стало гораздо меньше.
Немного отдохнув, мы вернулись на трассу и проехали Семикаракоры, не останавливаясь у местного базарчика, когда-то знаменитого своими пирожками с капустой и салом. Раньше, когда волгодонская трасса проходила через город, я никогда не упускал возможности полакомиться этим чудом местного кулинарного искусства. Сегодня, увы, спроса нет и, соответственно, нет и предложения...
Следующая остановка была незапланированной. Невозможно было проехать мимо красивого вида, не остановившись. На этот раз остаток бывшего донского русла предстал перед нами в виде пятикилометровой дуги старицы Подпольной.
Высокие тополя на противоположной стороне старицы сбились небольшими группами и отражались в гладкой, как зеркало, воде. Я настолько увлёкся съёмкой, что «подорвался» на коровьей «мине» и был вынужден отмывать обувь. Коровки на этой пойме кушают явно до отвала!
Вскоре мы оказались на маленьком и очень старом карьере. Он был замечателен тем, что в нём были видны породы Донецкого кряжа — песчаники, угли и аргиллиты! Да, многие не знают, что складки древней горной системы пересекали реку Дон, и с этим связано очень много интересных гипотез, фактов и легенд.
Это единственное место на левом берегу Дона, где можно убедиться в этом воочию.
Стало совсем жарко. Хотелось к реке, но дороги туда не было. Вернее, просёлочная дорога когда-то была и даже обозначена на карте, но местному трактористу вздумалось распахать вместе с полем и проходящую по его кромке дорогу, вплоть до непроезжего леса. И нам пришлось возвращаться обратно к старице, объезжать её и пробиваться к берегу уже в другом месте.
Но место, куда мы выехали, был просто шикарным: роща высоких осокорей на обрывистом берегу и никого вокруг. Лучшего места для обеда и отдыха с видом на Дон было не найти...
А далее наш путь лежал по правому берегу, и описание дальнейших приключений логично будет продолжить уже в другом рассказе...
Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!
Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!