Еще при Иване III, чтобы создать большое, а главное, боеспособное войско, наиболее толковым, крепким и умеющим держать в руках оружие людям выдавались земли.
Земля – это, пожалуй, единственное, чем в ту пору была богата Русь, долгое время зависящая от Золотой Орды. Давалась она для того, чтобы воин мог обеспечить себя оружием и боевым конем. Правда, стоит добавить, что сама по себе земля доход приносить не будет. Доход приносят люди, обрабатывающие ее.
В правление Ивана III давалась только земля, а вот населить ее тружениками было уже задачей нового владельца, который разными посулами убеждал крестьян поселиться у него. Можно было, конечно, населить землю так называемыми «пашенными холопами», но это было по силам только очень состоятельным воинам.
При этом земля давалась за службу и на время службы и по наследству не передавалась. Иное дело, что, как правило, воин старался вырастить своих сыновей достойными и умелыми ратниками, которые впоследствии также могли получить землю.
Вскоре подобная система формирования войска показала себя во всей красе. Уже у Ивана IV Грозного, внука Ивана III, перед Ливонской войной по разным оценкам под рукой было порядка 300 тысяч ратников.
Поскольку земля давалась на время службы, то и служба была пожизненной. Постепенно устанавливается, что дворянин-помещик должен приходить в поход не один. Число воинов зависело от количества земли, которой он владел.
Все эти годы дворяне – служилое сословие, которое обильно поливает своей кровью окраины страны. Эти роды обрываются один за другим: из четырех-пяти сыновей едва ли один продолжает род.
Так было и при первых царях из династии Романовых. Правда, власть, заинтересованная в том, чтобы дворянин являлся на службу в надлежащем виде, постепенно прикрепляет крестьян к земле. Началось это еще в правление Ивана IV Грозного, когда ввели «заповедные лета».
Стоит сразу сказать, что «заповедные лета» были мерой временной и ограничивали переход крестьянина от одного владельца земли к другому только на один год, чтобы предыдущий владелец не разорился и мог продолжать исполнять службу. Постепенно это из временной меры становится постоянной.
Затем начинается сыск крестьян, самовольно оставивших землю – так называемые «урочные лета». В это время бывший хозяин, если находил своего бывшего крестьянина, мог требовать его возвращения назад.
При Петре I Россия ведет длительную и тяжелую Северную войну. Хоть для формирования большой армии и вводятся рекрутские наборы, но роль дворян по-прежнему значительна, а то и первостепенна. Ведь именно это сословие целиком должно служить до самой смерти. В марте 1714 года Петр I издал свой известный указ о единонаследии. Таким образом он сравнял поместье дворянина и вотчину отпрыска древнего княжеского – боярского рода. Теперь не только дворяне, но и аристократы должны были нести пожизненную службу, но в то же самое время теперь поместье так же, как и старая родовая вотчина, передавалось по наследству.
Была у этого указа и еще одна особенность. Чтобы получше мотивировать дворян и аристократию на несение службы, передать всю свою недвижимость можно было только старшему сыну.
Дворянство этот указ жутко ненавидело. Ведь для младших сыновей единственным способом для достойного обеспечения себя было продвижение по службе, которая теперь уже стала не безвозмездной.
После смерти Петра I началась эпоха дворцовых переворотов. Огромную роль стала играть гвардия, которая, надо сказать, почти полностью была сформирована из дворян. Рядовой гвардеец-князь в то время – обычное дело.
После почти пяти лет фактического безвластия (правление супруги Петра I – Екатерины I и его внука Петра II было временем полной власти Верховного Тайного Совета) на троне оказывается дочь брата Петра Анна Иоанновна. Она-то и отменила указ о единонаследии. Теперь дворянин мог передать и младшим сыновьям часть своего поместья. Желая удержаться у власти и понимая, что на одних немцев, которые наводнили страну в ее правление, опираться неразумно, Анна Ивановна делает еще несколько подарков дворянам – открывает Шляхетский корпус, где те, получив образование, сразу получают офицерское звание. Раньше подобное было невозможно – любой начинал службу с рядового. Вдобавок к этому в 1736 году пожизненную службу дворян заменяют 25-летней, при этом стало дозволяться оставлять одного из сыновей управлять поместьем.
После смерти Анны вновь настало время дворцовых переворотов. Назначенный Анной Ивановной император Иоанн VI Антонович был смещен, и у власти оказалась «дщерь Петра» Елизавета. Именно при ней дворяне начинают поголовно записывать своих еще бегающих под столом детишек в полки, где они якобы проходят службу. «Дщерь Петра» дарует помещикам право судить своих крестьян и ссылать их в Сибирь. В общем, любая расправа над крепостными теперь дело помещика. Разве что лишать крестьян жизни они не имеют права.
Но растущим аппетитам дворянства нужно угождать все больше… В 1754 году дворяне получили монополию на винокурение, в следствии чего они немало разбогатели.
И вот Елизавета умерла. На троне ее племянник, почти не говорящий по-русски, влюбленный в родную Гольштинию – Петр III. В феврале 1762 года он провозглашает «Манифест о вольности дворянства». Согласно этому манифесту, служба дворян становится необязательной. Более того, дворяне теперь могут служить в других государствах. Впрочем, этот шаг не помог сохранить власть Петру. Он был свергнут своей супругой, которая в православии носила имя Екатерина.
Новая императрица поначалу действие этого манифеста как бы приостановила. Подобный подарок дворяне должны были получить из ее рук. В 1785 году императрица Екатерина дарует «Жалованную грамоту дворянству», окончательно превращая это сословие в паразитирующее. Вдобавок ко всему, императрица жалует им еще и недра со всеми богатствами, которые находятся на их землях.
Попытка повернуть время вспять была сделана ее сыном Павлом I. Это стоило ему жизни, а любимый внук Екатерины II Александр I решил править по заветам своей «премудрой бабки». Дворянство стало из служилого сословия паразитирующим классом рабовладельцев.