Очень плодотворным был творческий период Юрия Ракши в работе над фильмом «Дерсу Узала» (режиссёр Акира Куросава, 1975). Художнику пришлось более полугода провести на полюбившемся ему Дальнем Востоке в Уссурийской тайге, в Приморье. За этот период он подарил нам замечательные пейзажные полотна тех мест. А ведь прославленный Куросава сам отыскал Юрия для совместной работы, просматривая в Японии репродукции его работ и посещая там же выставки! Куросава два года работал над фильмом в России и лента получила премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.
Вот – «Разговор о будущем». Кто они – эти сегодняшние, с открытыми лицами ребята в свитерах и штормовках, внутренне собранные, задумчивые и ответственные? Среди них мы видим самого Юрия, так органично вошедшего в ряд своих героев. Это поколение детей героев первых пятилеток. Эту преемственность мы видим и в цикле работ, посвящённых БАМу. И это не социальный заказ, большинство его работ находится в частных коллекциях, это внутренний порыв самого художника. Он так и говорил: «Ездил на БАМ – хотелось заглянуть в завтрашний день». И о тех, кого написал в картине: «Они – завтрашнего дня». Юрий Ракша пишет: «Добрался в Чару. Только начинался новый посёлок Удакан – весь деревянный… Хотелось меньше антуража – ближе к полюбившимся героям». И далее: «Как в зеркало, мы смотрим в мир и отражаемся в нём. Картины художника – это отражение мира, а значит и его самого. И поэтому в каждой картине ищите художника, его суть, его отражение – он здесь».
Позже эту духовную связь ратника и воина мы увидим в его последней монументальной (по размеру и по значению) работе «Поле Куликово». Ключом к прочтению всех его картин станет центральная часть знаменитого триптиха, которая называется «Предстояние». Именно в неё мы видим одухотворённые взгляды воинов, смотрящих во вчерашний, сегодняшний и завтрашний день – молчаливого диалога о главном.
Вот другие замечательные пейзажи Ракши из его поездок по СССР:
Кто видел фильм «Восхождение» (1977), сделанный по повести Василя Быкова «Сотников», тот помнит главного его героя, бойца-партизана, именем которого названа повесть. Получилось так: не успев дать согласие на участие в кинопостановке, Юрий Ракша за одну ночь прочитал сценарий и написал (маслом!) эскиз-портрет – Сотников идет на казнь: огромные глаза на измождённом лице, глядящие буквально в душу каждому, кто встретит и примет их взгляд. Это надо было так увидеть во плоти создание писателя, чтобы образ, продиктованный его воображением, стал твоим, истинно твоим! И понятно, что со всей убеждённостью поверила в этот образ, в истолкование художника, режиссер фильма Лариса Шепитько. И актёра на главную роль (Борис Плотников), и грим, подбирали уже под готовый эскиз Юрия.
Работа над фильмом вылилась и в создание отдельной работы – в триптих «Кино» – в некий образ творческого пути работников кино (а ведь до этого подобных картин не было!). Левая часть картины – «Поиск» – это подготовка к будущему фильму. На полотне – писатель Василь Быков, сам художник, рисующий раскадровку, и в центре, конечно, – Лариса Шепитько, в раздумье, в поиске.
А ещё одно действующее лицо – прекрасный пейзаж за окном. «Тема Родины» – как называл его Ракша. И на стене там, совсем не случайно, видна картина – «Богу – Богово, Кесарю – кесарево». Правая часть триптиха – «Работа»: на съемочной площадке оператор Чухнов – у кинокамеры, и актёр Солоницын, и актёр Плотников (в роли Сотникова). В порыве движенья замерла и Лариса, дав команду «Мотор!».
Но главное – это центральная часть триптиха – «Премьера». Да. Фильм снят, фильм готов, и Элем Климов (тогда начальник в Союзе кинематографистов), на сцене зала, на фоне экрана представляет зрителям перед сеансом режиссера Шепитько.
А через год съёмочная группа из шести человек при выезде на осмотр площадки для съёмки сцены фильма «Прощание с Матёрой» попала в автокатастрофу и погибла. Юрий тогда уже не работал на «Мосфильме» и переживал об утрате товарищей до седых волос.
Также и трагедия Вьетнама – картина «Рожденным – жить», прошла через сердце художника: картину он посвятил памяти вьетнамского друга – кинооператора, погибшего у себя на родине на поле боя.
«Поле Куликово» вершинное произведение Юрия Ракши. «Предстояние» – так названа центральная часть триптиха. Предстояние перед битвой. Взят момент, когда князь Дмитрий Иванович, передав великокняжеское облачение воеводе Боброку, остается в одежде простого ратника: вместе со своим воинством разделить победу или гибель в бою. Предстояние… или тоже предрешение? То высокое состояние духа, которое любил в своих героях художник. И то великое женское начало и продолжение, которое объединяет правую часть триптиха с его потрясающими женскими образами предшествующих картин.
В статье «Моё поле Куликово» Юрий ракша пишет: «Стоя у картины, я услышал по радио песню, в которой солдат Великой отечественной войны спрашивает, где же оно, поле Куликово, и автор как бы отвечает ему: «оно там, где ты стоишь», именно там – твоё поле Куликово. Прекрасные и удивительные слова! К своему зрителю, современнику и соотечественнику, я бы хотел обратиться этой картиной именно с такими словами. Вот почему эта работа для меня очень современна, важна, необходима. Это «моё поле Куликово», мой передний край».
Юрий Ракша говорил о песни «Поле Куликово» (муз. Тихона Хренникова, слова Михаила Матусовского) из кинофильма «Время выбрало нас» (реж. Михаил Пташук, 1979) .
Юрий Ракша завершил «Поле Куликово» за три дня до своей смерти. В день, когда его не стало, картину привезли в Третьяковскую галерею, на выставку, посвящённую 600-летию Куликовской битвы.
Дополнение:
Песня из кинофильма «Время выбрало нас»
«Диалог о главном». Часть 1
Юрий Зайцев