Найти в Дзене

«Диалог о главном» Памяти художника Юрия Ракши. Часть 2

Перевал. 1974
Перевал. 1974

Очень плодотворным был творческий период Юрия Ракши в работе над фильмом «Дерсу Узала» (режиссёр Акира Куросава, 1975). Художнику пришлось более полугода провести на полюбившемся ему Дальнем Востоке в Уссурийской тайге, в Приморье. За этот период он подарил нам замечательные пейзажные полотна тех мест. А ведь прославленный Куросава сам отыскал Юрия для совместной работы, просматривая в Японии репродукции его работ и посещая там же выставки! Куросава два года работал над фильмом в России и лента получила премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.

Тайга золотая 1975
Тайга золотая 1975
Весна в Приморье. 1975
Весна в Приморье. 1975
Тальник. 1974
Тальник. 1974
Акира Куросава. 1970
Акира Куросава. 1970
Первая встреча с Дерсу. Эскиз к кинофильму.
Первая встреча с Дерсу. Эскиз к кинофильму.
Китайский дворик. Эскиз к кинофильму Дерсу Узала. 1974
Китайский дворик. Эскиз к кинофильму Дерсу Узала. 1974

Вот – «Разговор о будущем». Кто они – эти сегодняшние, с открытыми лицами ребята в свитерах и штормовках, внутренне собранные, задумчивые и ответственные? Среди них мы видим самого Юрия, так органично вошедшего в ряд своих героев. Это поколение детей героев первых пятилеток. Эту преемственность мы видим и в цикле работ, посвящённых БАМу. И это не социальный заказ, большинство его работ находится в частных коллекциях, это внутренний порыв самого художника. Он так и говорил: «Ездил на БАМ – хотелось заглянуть в завтрашний день». И о тех, кого написал в картине: «Они – завтрашнего дня». Юрий Ракша пишет: «Добрался в Чару. Только начинался новый посёлок Удакан – весь деревянный… Хотелось меньше антуража – ближе к полюбившимся героям». И далее: «Как в зеркало, мы смотрим в мир и отражаемся в нём. Картины художника – это отражение мира, а значит и его самого. И поэтому в каждой картине ищите художника, его суть, его отражение – он здесь».

Разговор о будущем. 1979
Разговор о будущем. 1979
Беркакит-77. Молодые зодчие. 1977-1978
Беркакит-77. Молодые зодчие. 1977-1978
Чара. БАМ. 1979
Чара. БАМ. 1979

Позже эту духовную связь ратника и воина мы увидим в его последней монументальной (по размеру и по значению) работе «Поле Куликово». Ключом к прочтению всех его картин станет центральная часть знаменитого триптиха, которая называется «Предстояние». Именно в неё мы видим одухотворённые взгляды воинов, смотрящих во вчерашний, сегодняшний и завтрашний день – молчаливого диалога о главном.

Вот другие замечательные пейзажи Ракши из его поездок по СССР:

«У ручья». 1975
«У ручья». 1975
Донбасс. 1974
Донбасс. 1974
Петрово-Дальнее. 1977
Петрово-Дальнее. 1977
Декабрьский день. Из серии “Северный Кавказ”. 1978
Декабрьский день. Из серии “Северный Кавказ”. 1978
Домбай. 1978
Домбай. 1978
Баксанское ущелье. Из серии “По лермонтовским местам”. 1978
Баксанское ущелье. Из серии “По лермонтовским местам”. 1978
Теберда. Из серии “По лермонтовским местам”. 1978
Теберда. Из серии “По лермонтовским местам”. 1978
Уральские горы. 1972
Уральские горы. 1972
Домой. 1968-1980
Домой. 1968-1980
Полустанок. 1968
Полустанок. 1968

Кто видел фильм «Восхождение» (1977), сделанный по повести Василя Быкова «Сотников», тот помнит главного его героя, бойца-партизана, именем которого названа повесть. Получилось так: не успев дать согласие на участие в кинопостановке, Юрий Ракша за одну ночь прочитал сценарий и написал (маслом!) эскиз-портрет – Сотников идет на казнь: огромные глаза на измождённом лице, глядящие буквально в душу каждому, кто встретит и примет их взгляд. Это надо было так увидеть во плоти создание писателя, чтобы образ, продиктованный его воображением, стал твоим, истинно твоим! И понятно, что со всей убеждённостью поверила в этот образ, в истолкование художника, режиссер фильма Лариса Шепитько. И актёра на главную роль (Борис Плотников), и грим, подбирали уже под готовый эскиз Юрия.

Сотников перед казнью. Эскиз к кинофильму “Восхождение”. 1975
Сотников перед казнью. Эскиз к кинофильму “Восхождение”. 1975

Работа над фильмом вылилась и в создание отдельной работы – в триптих «Кино» – в некий образ творческого пути работников кино (а ведь до этого подобных картин не было!). Левая часть картины – «Поиск» – это подготовка к будущему фильму. На полотне – писатель Василь Быков, сам художник, рисующий раскадровку, и в центре, конечно, – Лариса Шепитько, в раздумье, в поиске.

Триптих «Кино». Левая часть. «Поиск». 1977
Триптих «Кино». Левая часть. «Поиск». 1977

А ещё одно действующее лицо – прекрасный пейзаж за окном. «Тема Родины» – как называл его Ракша. И на стене там, совсем не случайно, видна картина – «Богу – Богово, Кесарю – кесарево». Правая часть триптиха – «Работа»: на съемочной площадке оператор Чухнов – у кинокамеры, и актёр Солоницын, и актёр Плотников (в роли Сотникова). В порыве движенья замерла и Лариса, дав команду «Мотор!».

Триптих «Кино». Правая часть. «Работа». 1977
Триптих «Кино». Правая часть. «Работа». 1977

Но главное – это центральная часть триптиха – «Премьера». Да. Фильм снят, фильм готов, и Элем Климов (тогда начальник в Союзе кинематографистов), на сцене зала, на фоне экрана представляет зрителям перед сеансом режиссера Шепитько.

Триптих «Кино». Центральная часть. «Премьера». 1977
Триптих «Кино». Центральная часть. «Премьера». 1977

А через год съёмочная группа из шести человек при выезде на осмотр площадки для съёмки сцены фильма «Прощание с Матёрой» попала в автокатастрофу и погибла. Юрий тогда уже не работал на «Мосфильме» и переживал об утрате товарищей до седых волос.

Творческая группа кинофильма «Восхождение». В. Чухнов–Л. Шепитько–Ю. Ракша. 1977
Творческая группа кинофильма «Восхождение». В. Чухнов–Л. Шепитько–Ю. Ракша. 1977

Также и трагедия Вьетнама – картина «Рожденным – жить», прошла через сердце художника: картину он посвятил памяти вьетнамского друга – кинооператора, погибшего у себя на родине на поле боя.

Рождённым - жить. 1971-1972
Рождённым - жить. 1971-1972
Танцовщица Зунг - боец из Вьетнама. 1972
Танцовщица Зунг - боец из Вьетнама. 1972

«Поле Куликово» вершинное произведение Юрия Ракши. «Предстояние» – так названа центральная часть триптиха. Предстояние перед битвой. Взят момент, когда князь Дмитрий Иванович, передав великокняжеское облачение воеводе Боброку, остается в одежде простого ратника: вместе со своим воинством разделить победу или гибель в бою. Предстояние… или тоже предрешение? То высокое состояние духа, которое любил в своих героях художник. И то великое женское начало и продолжение, которое объединяет правую часть триптиха с его потрясающими женскими образами предшествующих картин.

Триптих «Поле куликово». Центральная часть. «Предстояние». 1980
Триптих «Поле куликово». Центральная часть. «Предстояние». 1980
Триптих «Поле куликово». Левая часть. «Благословение на битву». 1980
Триптих «Поле куликово». Левая часть. «Благословение на битву». 1980
Триптих «Поле куликово». Правая часть. «Проводы ополчения». 1980
Триптих «Поле куликово». Правая часть. «Проводы ополчения». 1980
Фрагмент левой части триптиха
Фрагмент левой части триптиха
Фрагмент центральной части
Фрагмент центральной части
Фрагмент правой части триптиха
Фрагмент правой части триптиха

В статье «Моё поле Куликово» Юрий ракша пишет: «Стоя у картины, я услышал по радио песню, в которой солдат Великой отечественной войны спрашивает, где же оно, поле Куликово, и автор как бы отвечает ему: «оно там, где ты стоишь», именно там – твоё поле Куликово. Прекрасные и удивительные слова! К своему зрителю, современнику и соотечественнику, я бы хотел обратиться этой картиной именно с такими словами. Вот почему эта работа для меня очень современна, важна, необходима. Это «моё поле Куликово», мой передний край».

Юрий Ракша говорил о песни «Поле Куликово» (муз. Тихона Хренникова, слова Михаила Матусовского) из кинофильма «Время выбрало нас» (реж. Михаил Пташук, 1979) .

Юрий Ракша завершил «Поле Куликово» за три дня до своей смерти. В день, когда его не стало, картину привезли в Третьяковскую галерею, на выставку, посвящённую 600-летию Куликовской битвы.

До окончания работы осталось 12 дней. 16 августа 1980 года.
До окончания работы осталось 12 дней. 16 августа 1980 года.

Дополнение:

Песня из кинофильма «Время выбрало нас»

«Диалог о главном». Часть 1

Юрий Зайцев