Жили вот жили, как обычно люди в Подмосковье, строили с советских времён, кто дачи, коттеджи, кто пансионаты в границах источников питьевого водоснабжения г.Москвы, как вдруг, откуда не возьмись, а у нас всегда появляется «откуда не возьмись», органы власти в сфере архитектуры и градостроительства МО, вспомнили, что по действующим СаНПиН строить дома в пределах зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Москвы, как бы не совсем законно...
Что значит, не совсем законно и что из себя представляют эти зоны санитарной охраны, Вы спросите ?
Отвечаю. Попытки определить и установить зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г.Москвы ещё были предприняты, аж при Сталине, когда в 40 году прошлого века был принят первый нормативно-правовой акт в этой сфере.
Чтобы не забивать читателю голову количеством и названиями этих СаНПиНов, принятых в советское время несколько раз, последний из которых был в 80-м году, скажу лишь следующие, на мой взгляд важные вещи.
Ну, во-первых никакого точного описания границ зон санитарной охраны все эти советские и современные российские нормы так и не установили. Здесь могут меня начать пинать сан-эпид специалисты, юристы от власти и др., кто будет доказывать обратное, но на самом деле нет, точных границ таких зон так и не было установлено. Упоминание населенных пунктов не в счёт, ни одной полноценной графики, ни точных кадастровых координат установлено не было. Были примерно определены параметры таких зон, не более, и указаны минимальные и максимальные размеры этих, так и не установленных ЗСО. По отдельным нормам максимальный размер 2-го пояса ЗСО в Советское время был равен 1 км. При этом, так называемая «жесткая зона» ЗСО, запрещающая строительство дачных домов и коттеджей была ровна 150 метров! Как вам такое ? И к чему все эти цифры, опять спросит читатель ?
А теперь возьмите и откройте Яндекс-карты или Google, публичную кадастровую карту и посмотрите, какое количество домов и иных объектов расположено в непосредственной близости у берега, начиная от истоков р.Москвы, в пределах её Рублево-Успенского бассейна, и далее от Западной станции водоподготовки по водохранилищам вплоть до Северной станции? 10-ки и 10-ки тысяч объектов, построенные с середины прошлого века и в наш современный российский период. По оценкам отдельных экспертов в этой ЗСО находится до 42 тыс.обьектов.
Во-вторых, возникает масса вопросов, у всех: и у тех кто купил такие дома и живёт уже много лет, и ничего плохого себе не думает, и у тех кто построил себе дома в современное время, и у тех кто выдавал согласования и разрешения на строительство таких объектов, а также у контролирующих и надзорных органов власти, которые все эти 30 лет должны были следить за законностью строек у воды.
Как быть теперь владельцам таких домов? Что делать? Очень своевременным выглядит инициатива Президента РФ, который 13.02.2020 года поставил 8 поручений Правительству РФ, от временных мер по мораторию на стройку в такой зоне в Московской области, до разработки и наконец то утверждению ЗСО источника питьевого водоснабжения г.Москвы. Давно пора навести и в этом деле порядок и привести сложившуюся фактическую ситуацию с сложившей застройкой, в соответствие с действующим нормами сан-эпид.законодательства нашей страны. Ведь даже между советскими и современными российскими нормами имеются противоречия с которыми точно надо разобраться, ну например размер жёсткой зоны 2-го пояса ЗСО разнится, и в одних нормах равен 150 метров, в других 100 метров, а был период времени когда такая зона составляла и все 50 метров.
И очень хотелось бы, чтобы эта работа по поручению Президента страны была проделана без перегибов на местах и учитывала интересы обычных граждан нашей страны.
Ну, а пока поручения Президента нашей страны исполняются, всем владельцам таких объектов советую сильно не печалится, однозначно считаю необходимым защищать свои права в суде при возникновении к ним судебных претензий от органов власти, привлекать при необходимости экспертов, которые могли бы обосновать строительство объектов в поясах ЗСО или сокращение размеров таких зон, собирать архивные бумаги о строительстве домов, пансионатов, документы о согласованиях на стройку и т.п.