Найти в Дзене
Kartonka Pereplet

Бэмби: о евреях, фашизме и мифах

Что такого было в очаровательном «Бэмби», что книгу в 1935 году жгли нацисты в Германии как «несоответствующую идеологии»? при этом, когда повесть вышла, в 23-ем году, критики увидели в ней «очаровательные отсылки к немецкому фольклору». А что видим мы, кроме экологической истории и сказки и животных, породившей всемирное движение по защите их прав? Где в «Бэмби» - антифашизм? И где – древний миф?

Кадр из мультфильма "Бэмби" ("Дисней", 1942 год)
Кадр из мультфильма "Бэмби" ("Дисней", 1942 год)

Для начала: книга, по сравнению в диснеевским мультфильмом, – это жесткий триллер. Со сценами многочисленных убийств – как в среде животных, так и от руки человека, - с кровавым эпизодом охотничьей облавы, и наконец, убийством самого человека. И при этом – чередуясь с ужасом и чувством бесконечной опасности – лиричнейшие описания природы в разных ее состояниях.

И вот все это вместе – лес с его ужасом и его красотой - «родом» из германо-скандинавского мифа. Немецкий читатель видел в этой сказке то, что ему хорошо знакомо. Более того, типичным для немецкого фольклора был и образ «черного охотника», продавшего душу дьяволу. Как и сама охота.

Охота на оленей была распространенным занятием (иллюстрация из "Охотничьей книги" Гастона III де Фуа)
Охота на оленей была распространенным занятием (иллюстрация из "Охотничьей книги" Гастона III де Фуа)

При этом лес в народных сказках – это обязательно жуткое, полное опасностей место. Там обитают свирепые чудовища, демоны и монстры. Германцы были земледельцы, и лес для них – как и для нас - был границей освоенного мира, потому там всегда страшно.

Там, в сказочном лесу, в центре германо-скандинавского космоса, стоит священное древо Иггдрасиль, которые связывает все миры воедино – небо с землей, богов с людьми, живых с мертвыми. Для истории о Бэмби интересно, что среди ветвей священного древа находятся четыре оленя, а между веток снует белка – посредник между «верхом» и «низом». Верхушку древа ест еще один волшебный олень. В «миру» олень был типичным жертвенным животным.

Священный ясень Иггдресиль, иллюстрация из открытых источников
Священный ясень Иггдресиль, иллюстрация из открытых источников

Итак: олени, белки (они в книге, чередой своих поколений, связывают не только еще и время) и лес. Читатель в 30-е годы отлично узнавал этих героев и место действия.

Более того, идеология фашизма отвергала современное искусство и культуру и обращалась «к корням», к «народному». «Бэмби» вполне мог бы вписаться в эту концепцию, если бы не одно радикальное «но…». И дело не только в конфликте с нацистами, в который оказался замешан автор, Феликс Зальтен – германские цензоры совершенно определенно увидели в оленях не волшебных животных древнего мифа, а евреев. Угнетенных евреев. И отчетливо запрограммированное сочувствие читателя к ним.

Что сделал Феликс Зальтен? Он перевернул модель сказки вверх ногами. Страшный лес в его рассказе не противопоставлен дому, он и есть дом. Да, в нем опасно, но еще точнее, как скажет Бэмби – в лесу «сложно», здесь выживает сильнейший и хищник убивает не-хищника. Бэмби эта жестокость потрясает. Но лес становится местом спасения, островом безопасности, когда ему противостоит абсолютное зло, перед которым равны и хищники, и жертвы - все одинаково бессильны.

Иллюстрация из  "Книги часов мисс Эгертон" Вольфганга  Баурера, 15 век
Иллюстрация из "Книги часов мисс Эгертон" Вольфганга Баурера, 15 век

Это человек и его собака. В одной из финальных сцен, где собака загоняет и смертельно ранит лисицу (читатель начинает ей сочувствовать также, как до этого пойманной ею утке) все звери и птицы обвиняют собаку в предательстве: она поступает вопреки закону природы, противоестественно, - чтобы угодить хозяину.

Охота на лисицу из книги"Охотничьей книги" Гастона III де Фуа, 14 век
Охота на лисицу из книги"Охотничьей книги" Гастона III де Фуа, 14 век

Смерть охотника в конце этой лесной сказки могла тоже категорически не понравиться фашистским цензорам. И уж тем более, вряд ли им понравилась моральная оценка, которую Зальтен дает «хозяину», учитывая, что в Германии в 1935 году кое у кого уже появилось желание стать хозяином Европы. Хозяин должен был быть благ, мудр и всемогущ, а стадо оленей – оно и есть стадо оленей: рога и шкуры. И уж тем более никакого плюрализма в лесу.

Белка рассказывает постаревшему Бэмби, что человек спилил в лесу могучее дерево, которое тот помнит с детства. Зальтен писал о разрушении человеком леса – дома зверей. Мы же вполне можем прочитать в этом эпизоде и крах священного Иггдресиль, традиционного германского мироустройства.