Педагогическая деятельность характеризуется определенным стилем исполнения. В общем смысле понятие «стиль» подразумевает наличие некоей устойчивой системы способов и приемов осуществления деятельности. Эта система является стабильной чертой, проявляющейся в различных условиях.
Cтиль педагогической деятельности включает в себя стиль управления, стиль саморегуляции, когнитивный стиль педагога и стиль общения. Какой именно стиль исполнения складывается у субъекта деятельности, обусловлено в первую очередь его индивидуально-психологическими особенностями – типом темперамента, чертами характера, уровнем развития профессиональных способностей и др.
Стиль педагогической деятельности в зависимости от ее характера выделили Никонова, Маркова.
- Содержательные характеристики стиля — поведение на уроке, методы преподнесения материала и так далее. Преимущественная ориентация на процесс и содержание педагогического труда.
- Динамические характеристики стиля. Устойчивость. Переключаемость внимания.
- Результативность — уровень знаний, умений и навыков школьников. Интерес учеников к предмету.
А. К. Маркова и А. Я. Никонова выделяют четыре стиля педагогической деятельности:
- Эмоционально-импровизационный. Педагог ориентируется преимущественно на процесс обучения, в связи с чем для урока отбирает наиболее интересный материал, а наименее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников, практикует коллективные обсуждения, использует разнообразные методы обучения. Однако у него страдает методическая сторона обучения, он плохо заботится о повторении и закреплении пройденного материала, о контроле за знаниями учащихся. Его деятельности присущи не только гибкость, но и импульсивность.
- Эмоционально-методический. Преподаватель ориентирован как на процесс, так и на результат обучения. Поэтапно отрабатывает весь учебный материал, заботится о повторении и закреплении его, контролирует знания учащихся. Деятельность преподавателя характеризуется высокой оперативностью (быстрой реакцией на ситуацию). Стремится активизировать деятельность учащихся не внешней развлекательностью, а содержанием предмета.
- Рассуждающе-импровизационный. Сходен с предыдущим стилем, но характеризуется меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, не всегда использует коллективные обсуждения, темп проведения урока замедлен. Сам старается говорить меньше, а во время опроса дает возможность учащимся подробно ответить на заданный вопрос. Для этого педагога характерны меньшая чувствительность к изменению ситуации на уроке, отсутствие самолюбования, осторожность, в нем сочетаются интуитивность и рефлексивность.
- Рассуждающе-методический. Педагог ориентирован преимущественно на результат обучения. Он проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается у него с малым набором стандартных методов обучения. Этот преподаватель предпочитает репродуктивную деятельность учащихся, коллективные обсуждения почти не использует. Он не оперативен в реакциях на изменение ситуации на уроке, осторожен в своих действиях, рефлексивен.
Стили педагогического общения:
- Авторитарный — ученик рассматривается как объект воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, устанавливает жесткий контроль за выполнением требований, демонстрирует свои права перед детьми. В итоге учащиеся теряют активность (без учителя — они от него зависимы), обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главные приемы такого учителя: приказ и поучение.
- Демократический — ученик рассматривается как полноправный партнер в общении, как коллега в совместном поиске знаний. Учитель коллективно принимает решения вместе с детьми, учитывает их мнение, поощряет самостоятельность, учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение, совет, просьба. У учащихся наблюдается высокая самооценка, удовлетворенность. Для учителей характерна большая удовлетворенность своей профессией.
- Либерально-попустительствующий — учитель уходит от принятия решений, передает инициативу ученикам, не имеет собственной позиции. Организация деятельности такого педагога бессистемна. Характерны нерешительность, неустойчивость. В классе у такого педагога обнаруживаются скрытые конфликты между детьми.
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы