Найти в Дзене
ХХ век в войнах

Советские летчики о тактике ведения воздушного боя на самолетах Ла-5 против германских истребителей Bf-109G-2

Приведенные ниже описания содержатся в обзоре боевых действий советского 437-го (с августа 1943 года - 113-го гвардейского) истребительного авиационного полка с августа 1941 по май 1945 года и относятся к периоду оборонительной фазы Сталинградского сражения. Именно тогда летчики этого полка, прибывшие на фронт с новейшими истребителями Ла-5, смогли получить точное представление о возможностях своей техники и сравнить ее с самолетами, находившимися на вооружении Люфтваффе. В первой части текста, написанной штурманом 437-го ИАП будущим Героем Советского Союза капитаном Виктором Орловым, германская машина, с которой сравнивается Ла-5, именуется "Ме-109ф". Однако к началу осени 1942 года основным истребителем Люфтваффе на Сталинградском направлении являлся уже Bf-109G-2, который советские авиаторы ошибочно продолжали определять, как предыдущую серию F. Поэтому сказанное Орловым следует относить именно к модификации G-2:

Воздушный бой Ла-5 с Ме-109ф

"Прибыв на Сталинградский фронт, нам почти каждый день приходится встречаться с истребителями противника Ме-109ф и вести воздушный бой. Что можно сказать об особенностях борьбы с этими самолетами на самолете Ла-5? Самолет Ме-109ф, как мы знаем, имеет преимущества над самолетом Ла-5
a) в скорости,
b) в вертикальном маневре
и исходя из этого применять такие маневры, которые выгодные для самолета Ла-5. Как правило, Ме-109ф ходят как на передовой, так и по ближним нашим тылам строем "пара". По фронту на дистанции 100 - 150 метров и имея непрерывную радиосвязь с другими парами Ме-109ф. В воздушном бою Ме-109ф стараются всегда иметь превышение над нашими самолетами и атаковать не сразу, а выждав удобный момент, используя солнце и облачность, напасть с хвоста, потом резко уйти вверх, чтобы снова, выбрав удобный момент, опять напасть с хвоста. Если завязывается крупный воздушный бой, они по радио вызывают на помощь еще несколько пар. На самолете Ла-5 самый выгодный прием атаки Ме-109ф это на лобовых, так как Ла-5 имеет звездообразный, воздушного охлаждения мотор, имеющий преимущества над Ме-109ф. Ме-109ф лобовой атак почти никогда не выносит и резким маневром уходит вверх. Если же выше находятся тоже наши самолеты, они как правило переворотом уходят на бреющем полете на свою территорию...
Вывод: Для борьбы с Ме-109ф нужно иметь несколько групп наших самолетов на разных высотах и используя наименьший радиус виража Ла-5 идти на лобовую атаку. А верхняя группа чтобы не давала противнику забираться вверх, имея преимущество в высоте, сверху бить Ме-109ф.
Капитан Орлов."

-2

Кроме того, дальнейший текст обзора боевых действий содержит следующее дополнение, сделанное одним из штабных работников и не содержащее указаний на конкретного автора:

"Опыт боев позволяет нам сделать следующие выводы: при встрече 2 Ме-109 с 2 Ла-5 на средних высотах при прочих равных условиях воздушный бой оканчивается безрезультатно. Однако при большой продолжительности бой снижается до малых высот, так как самолеты Ла-5, дабы иметь необходимую равную горизонтальную скорость, набирают ее путем некоторого прижима, в то время когда набрать эту потерянную высоту после атаки или другой фигуры не представляется возможности.
Истребители противника предпочитают завязывать воздушный бой на средних высотах, причем в бой не вступают открыто, а выжидают удобный момент и неожиданно сваливаются с высоты, маскируясь со стороны солнца, стремительно атакуют и на большой скорости с набором высоты уходят, чаще всего, на солнце, для занятия выгодного положения к повторной атаке.
Наблюдая за действиями истребителей противника, можно предполагать, что любая пара Ме-109, посланная на разведку или "охоту", имеет свой определенный, чаще всего постоянный для данной пары квадрат для действий, ибо были случаи, когда пара Ме-109, атаковав Пе-2 в так называемом "своем районе", далее его не преследовала, хотя Пе-2 шел без прикрытия и истребители противника были в наивыгоднейших условиях.
Ме-109 ведут пулеметно-пушечный огонь с близких дистанций порядка 50 - 100 метров, однако бывают случаи открытия огня с дальних дистанций.
Заслуживает внимания взаимодействие между собой патрулирующих пар истребителей противника, которые связаны между собой по радио и в любой нужный момент вызывают себе подкрепление."