Найти в Дзене
Пески времени...

Великая дорога Майя потрясла ученых своим совершенством

Великая белая дорога, сфотографированная с самолета
Великая белая дорога, сфотографированная с самолета

Лазерное сканирование Великой белой дороги, проведенное с воздуха в Мексике, доказало, что древний народ майя был цивилизацией искусных строителей.

Здравствуйте, друзья!

О величественных объектах цивилизации майя написано уже немало. Многие из них – настоящая загадка для исследователей. Как этот народ возводил свои знаменитые пирамиды? С какой целью? И случайность ли то, что все они, как правило, возведены в четком соответствии с расположением звезд и планет, которые были открыты спустя тысячелетия после краха этой цивилизации?

В последние годы археологи все активнее используют новую технологию, которая называется лидар. Это устройство при помощи лазера позволяет «заглянуть» сквозь густые джунгли и даже под поверхность земли. Съемка обычно производится с самолета или при помощи беспилотных летательных аппаратов. Благодаря новой технологии было сделано много интересных открытий.

Об одном из них на днях рассказал сайт Университета Майами в США. Специалисты этого учреждения вошли в состав исследовательской группы, которая занимается изучением Великой белой дороги Майя. Это один из самых загадочных и монументальных объектов древней цивилизации, вокруг которого ходит немало мифов.

Например, много лет даже не обыватели, а ученые считали, что эта дорога является идеально прямой и связывает по кратчайшему расстоянию древние города Коба и Яксуна на полуострове Юкатан в Мексике. Теперь этот миф развенчан, но только отчасти. Лидарное исследование показало, что знаменитая дорога еще более совершенна с инженерной точки зрения, чем предполагалось до сих пор.

Она была обнаружена более века назад. Еще тогда ученые обратили внимание на то, что дорога искусно изготовлена из камня. Ее поверхность является почти идеально ровной. Дорога была построена 1300 лет назад, но и сейчас находится в хорошем состоянии. Современные дорожники могли бы поучиться ремеслу у древних индейцев.

В 1930-е годы археологи вашингтонского Института Карнеги нанесли на карту всю дорогу целиком. Тогда впервые было установлено, что ее длина составляет 100 километров. Майя строили и другие «трассы», но эта была самой длинной из них. Ее ширина одинакова практически по всей протяженности, она составляет чуть менее 8 метров. «Проезжая часть» вымощена камнями белого цвета.

Слова «проезжая часть» взяты в кавычки не случайно, ведь, несмотря на всю свою развитость, цивилизация майя не знала колеса. В это трудно поверить, но легендарный народ действительно не пользовался таким, казалось бы, простым приспособлением.

Например, в Китае колесо было известно более 6 тыс. лет назад. По данным портала Archaeology News Network, совсем недавно археологи обнаружили следы от колес при раскопках древнего города Пинлян-Тай в китайской провинции Хэнань. Возраст китайской колеи составляет примерно 4200 лет.

У майя не было колеса, но были изумительные дороги. Правда, Великая белая дорога оказалась не идеально прямой, как считалось. Используя лидарную технологию, ученые заглянули сквозь густую растительность. Оказалось, что дорога изобиловала поворотами, которые скрыты джунглями. Поэтому раньше их не замечали. Вероятно, дорога вела к небольшим городкам, которые существовали в то время. Это говорит о том, что 13 веков назад данный регион был густо заселен. Все эти несуществующие ныне населенные пункты располагались между упомянутыми городами Коба и Яксуна (произносится Я-шу-на).

Город майя реконструкция
Город майя реконструкция

Вдоль дороги были установлены камни с вырезанными на них сценами. Например, на рисунках изображены воины, которые ведут по Великой белой дороге своих пленников. Некоторых пленников топчут ногами правители. Подобные гравюры подтолкнули ученых к выводу, что дорога была построена ради достижения военных целей. Коба был в свое время одним из самых могущественных городов древнего мира майя.

Строительство Великой белой дороги приходится на тот период времени, когда в нем правила женщина-воительница, могущественная королева по имени К’авил Аджо. По словам ведущего автора исследования Трейси Ардрен, скорее всего, именно эта правительница приказала построить дорогу в 7-м веке нашей эры.

Вероятно, королева вынашивала планы по покорению соседнего, менее крупного города Яксуна, который занимал стратегически важное положение. В то время набирала силу империя Чичен-Ица, и правители Кобы старались сделать все возможное для отражения ее атак.

Фактически, Великая белая дорога стала путем, который связал все населенные пункты между Кобой и Яксуной. Более того, материалы для ее строительства были подобраны так, что эта «трасса» была хорошо видна в темноте – по ночам она светилась в лунном свете. Ардрен назвала ее « маяком среди кукурузных полей и фруктовых садов».

Кстати, исследование доказало, что во времена строительства дороги джунглей в данном районе уже не было. Майя вырубили их. Отчасти для того, чтобы расчистить для своих посевов, отчасти для строительства домов – простолюдины в небольших городках жили в деревянных зданиях. Кроме того, древним строителям требовалось большое количество древесины для сжигания известняка, из которого они готовили известь.

Майские руины, Мексика
Майские руины, Мексика

Этим составом потом штукатурили дорожные насыпи. Ученые подтвердили, что Великая белая дорога была почти идеально ровной, хотя проходит по холмистой местности. Но древние строители совершили настоящее чудо. Они сумели возвести дорогу так, что ее полотно на всем протяжении находится на одной и той же высоте. Для этого майя использовали насыпи из земли и огромных валунов, которые были выкрашены в белый цвет.

«Лидар действительно позволил нам изучить дорогу гораздо более подробно, чем раньше. Это помогло нам выявить много городов, которые располагались вдоль дороги, как совершенно новых для нас, так и известных. Мы также теперь знаем, что дорога не является прямой. Предположительно, она была построена, чтобы связать между собой все эти ранее существовавшие поселения, что могло иметь интересные геополитические последствия. Эта дорога соединяла не только Кобу и Яксуну; она связывала тысячи людей, которые жили в регионе между ними», - сказала Ардрен.

Культурная цивилизация майя
Культурная цивилизация майя

Ученые составили лидарную карту центра города Яксуна. На нее нанесено множество древних домов, террас, дворцов и пирамид, которые сейчас скрыты растительностью. В ходе лидарного исследования также было выявлено более 8 тысяч структур различных размеров, которые также скрыты джунглями. Большинство из них – этот остатки древних поселений.

Чтобы проверить свою теорию, Ардрен и ее команда проведут раскопки вдоль Великой белой дороги. Их цель заключается в том, чтобы определить степень сходства между бытовыми предметами из Кобы и Яксуна до и после строительства дороги. По мнению Ардрен, предметы, найденные в Яксуне, и относящиеся к периоду строительства дороги, должны все больше походить на предметы Кобы.

Поселение индейцев майя
Поселение индейцев майя

Как отмечает Ардрен, эта дорога является таким же инженерным чудом, как и монументальные пирамиды, которые майя воздвигали не только в Мексике, но и в Гватемале, Белизе и Гондурасе. И еще один любопытный факт: технология изготовления извести у майя оказалась практически такой же, как у древних римлян в третьем веке до нашей эры.

Фото: Traci Ardren and Dominique Meyer/University of Miami

Фото из общего доступа

Источник:

https://news.miami.edu/stories/2020/02/modern-technology-reveals-old-secrets-about-the-great-white-maya-road.html