Помимо полезных бактерий кишечник населяет ещё большее количество «добрых» вирусов. Это — виром, о котором практически ничего не известно.
Добрый вирус, злой вирус
Вирусы существуют в различных местах организма: на слизистых поверхностях носа и рта, а также кишечника. Как правило, вирусы известны своей агрессивностью. Мы знаем о ВИЧ, вирусах кори, краснухи, оспы и других. Однако вирусы, которые населяют наш организм, не интересуются клетками человека.
Сегодня учёные считают виром — наиболее массивной, разнообразной и динамичной частью микробиома. Большинство вирусов, населяющих кишечник, — бактериофаги (или просто фаги), то есть они охотятся на бактерий и убивают их.
Фаги — самые распространённые формы жизни и практически вездесущи. Они проникают в бактерии и используют их для создания себе подобных.
Антибиотики или бактериофаги?
Это свойство фагов обнаружили ещё в 1920-х годах. С тех пор бактериофаги используются для борьбы с болезнетворными бактериями. Такая терапия эффективна и не имеет побочных эффектов.
Однако, как правило, фаги специфичны и убивают только определённые бактерии. Поэтому, когда были созданы антибиотики, лечение фагами стало менее популярным. Антибиотики убивают широкий спектр бактерий, и легче в производстве.
В эпоху роста невосприимчивости бактерий к антибиотикам фаги снова становятся популярны.
Взаимоотношения фагов и бактерий
Бактериофаги появляются в организме с первых недель жизни. Где есть бактерии, там есть и фаги. У каждого свой набор фагов. Но схожего больше у людей с одинаковыми пищевыми предпочтениями.
Бактериофаги уничтожают бактерии. В кишечнике они существуют преимущественно как профаги, то есть их генетический код встроен в геном бактерии. Если он активируется, начинается производство фагов (вирусов).
Профаги проживают в симбиозе с полезными бактериями. Таким образом они не вредят нам.
Перспективы изучения вирома
Изучать вирусы ещё сложнее, чем полезные бактерии. Они гораздо меньше, их нельзя культивировать на питательных средах, и они имеют чрезвычайно вариабельную ДНК. Поэтому раньше было практически невозможно определить их вид. Сегодня, с развитием технологий секвенирования, это становится проще.
Очевидно, что изучение фагов — гораздо более трудная задача, чем анализ бактериального сообщества. Но, учитывая их роль в поддержании баланса микробиоценоза, этим заниматься необходимо.
Тем более, что учёные выяснили, что здоровье микрофлоры также влияет на состояние мозга.