Этой зимой, когда по нескольку раз в неделю в Санкт-Петербурге закрывали дамбу, чтобы избежать наводнений, решил рассказать, как строилось это грандиозное защитное сооружение.
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.
«Медный всадник» А.С. Пушкин
В этом известном произведении поэт описывает наводнение 1824 года. Вода тогда поднялась на 410 см выше ординара. Было затоплено почти три четверти Петербурга.
Ровно через 100 лет, в 1924 году к вечеру уровень воды поднялся на 360 см выше ординара. И снова затоплен почти весь город, снесено несколько мостов.
Каждый год Петербург – Петроград – Ленинград - Санкт-Петербург затапливали воды Финского залива.
Питер не пошел по пути Амстердама, хотя Петр Первый неоднократно разрабатывал проекты многочисленных каналов в городе, а вынутый грунт должен был увеличить высоту валов.
Есть сведения, что в 1714 году Петр издал указ, по которому каждое судно, входящее в невский порт и каждая подвода, въезжающая в город, должны были сдавать городу определенное количество камней. Ожидаемого эффекта это не дало.
Лучшие умы тех времен ломали головы, как уберечь город от разрушительных наводнений.
Сделали несколько проектов, в том числе и очень новаторских для того времени. Но все они остались нереализованными.
После наводнения 1924 года вновь вернулись к забытым проектам. Но помешала война.
Еще одно сильное наводнение случилось в 1955 году. А в 1978 году за две с половиной недели море 8 или 9 раз наступало на город.
И в 1979 году центральным комитетом коммунистической партии Советского Союза (если помните, была такая партия) и Советом министров СССР было принято решение «О строительстве сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений».
Согласно многочисленным научным исследованиям, природа наводнений очень сложная. Поэтому окончательно остановились на варианте дамбы от Ломоносова через Кронштадт к Горской с двумя судопропускными сооружениями для крупнотоннажных и мелких судов. Этот вариант был еще хорош и тем, что защищал помимо самого города известные пригороды тогдашнего Ленинграда: Петродворец, Ломоносов.
Интересно, что даже тогда ширину судопропускного сооружения обозначили в 200 метров.
Дамба была спроектирована так, чтобы не мешать различным течениям в Невской губе. Также учитывались факторы охраны окружающей среды, и моделяция проекта показывала, что строительство дамбы не должно изменить естественной проточности акватории.
Уже осенью 1980 года от началась отсыпка первой дамбы от Горской к Кронштадту.
Так был дан старт грандиозному защитному сооружению. За несколько лет дамбу отсыпали, и построили проезд в Кронштадт. К концу 1984 года остров Котлин (г. Кронштадт) перестал быть островом.
К концу 80-х годов проложили новый корабельный фарватер, и строительство дамбы по оценкам специалистов было завершено на 70-80 процентов.
А потом началось запустение. Из-за нехватки финансирования строительство было приостановлено. Затем сказались последствия перестройки, приватизации, и уже в новой стране до начала «нулевых» не доходили руки до забытой дамбы.
В середине «нулевых» строительство активно возрождается. И уже осенью 2008 года состоялось торжественное открытие судопропускного сооружения (С-1), через которое прошло первое судно. Это был паром «Георг Отс». К сожалению, не смог найти фотографий, когда «Георг Отс» проходил через С-1. А ведь они были!
В 2011 года весь комплекс защитных сооружений был сдан в эксплуатацию.
Что представляет собой судопропускное сооружение (С-1) – это судоходный канал шириной 200 метров. Помните, еще в 1979 году запланировали эту ширину канала? Через него проходят грузовые и пассажирские суда, идущие в порт.
Для перекрытия нагонной волны в канале есть два специальных плавающих затвора (батапорты) длиной 125 метров и высотой больше 20 метров, которые выдвигаются из специальных камер. Полное перекрытие дамбы занимает до 45 минут. Эти затворы защищают город от поднятия воды до 5 с половиной метров.
При угрозе наводнения, МЧС и администрацией комплекса защитных сооружений принимается решение о закрытии дамбы. Об этом решении обязательно информируется капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», чтобы корректировать изменения в графике судозаходов.
Есть одно неудобство, особенно для пассажиров парома и круизных лайнеров: при закрытии дамбы судно не может войти в порт и стать к причалу, и вынуждено «болтаться» в море при сильной качке.
Дамба сегодня, помимо своего основного предназначения – защиты города от наводнений, это и современная, удобная шестиполосная автомобильная трасса общей длиной больше 25 километров. Проходя под Санкт-Петербургским морским каналом глубиной 16 метров, трасса «ныряет» в тоннель длиной около 2 км. Максимальная глубина тоннеля – 28 метров.
С дамбы открываются замечательные виды на Финский залив, Кронштадт и кронштадтские форты. Летом, когда через дамбу проходят величественные круизные лайнеры, водители невольно приостанавливаются, чтобы лучше рассмотреть морских красавцев.
Я всегда с удовольствием езжу по дамбе, особенно в солнечный день, любуясь морской панорамой города и моря.
А еще на дамбе часто снимаются фильмы и сериалы, музыкальные клипы. И рыбаки облюбовали это место. Особенно, когда на нерест идет знаменитая корюшка и судак.
Получилась очень длинная статья, вроде и уменьшал, как мог. Но в двух словах не расскажешь о всей истории строительства комплекса защитных сооружений от наводнений.
Если вам понравилась статья, то ставим 👍 и подписываемся на канал.
Читайте на канале:
Первый рейс русского парохода вокруг Европы
Как ходят пароходы зимой: все о ледокольной проводке судов.
Объясняем в чем разница между лайнером и паромом