Найти тему

Царские инсигнии Ивана Грозного. Сакральное значение скипетра и посоха.

Ю.Б. Пекуровский. Царь Иван Грозный. Экспонируется на экспозиции "Легенды и были" Александровской слободы музея-заповедника "Александровская слобода"
Ю.Б. Пекуровский. Царь Иван Грозный. Экспонируется на экспозиции "Легенды и были" Александровской слободы музея-заповедника "Александровская слобода"

Скипетр, как и остальные детали царского орната, содержал идею богоизбранности царской власти, ее сакральность. Иван IV во время венчания на царство скипетра от митрополита Макария не принимал. Но он упоминается в появившейся позже (1550-1560 гг.) «Пространной редакции чина венчания».

Английский мореплаватель Ричард Ченслор, удостоившийся царской аудиенции и приглашения на пир в 1553 г., в своей «Книге о великом и могущественном царе русском…» пишет: «… сам же князь сидел значительно выше, чем кто-либо из его приближенных, в позолоченном кресле; одет, он был в длинное золотое платье, с царской короной на голове; в правой руке держал скипетр из хрусталя и золота, левой опирался на свое кресло».

В 1557 г. Энтони Дженкинсон в своем донесении членам английской Московской компании также пишет про скипетр: «… в руке держал скипетр, весь покрытый золотом и усеянный драгоценными каменьями». Якоб Ульфельдт в своем «Путешествии в Россию» (1578 г.) упоминает, что «в руке он держал позолоченный скипетр».

Какое значение имел скипетр? В «Пространной редакции чина венчания» записано обращение митрополита Макария: «Ты сейчас от Бога поставлен, князь великий и боговенчанный царь, направлять знамёна (хоругви) и владеть скипетром великого царства российского. От Бога данного тебе и вручённого держать скипетр по воли Его святой и по вашему исконному царскому жребию и отечеству того великого российского царства». Царю вручается не просто скипетр, он получает хоругвь, под которой он будет руководить страной и отвечать за все, происходящее в ней.

А.А. Шишкин. Иван Грозный.
А.А. Шишкин. Иван Грозный.

Как считает И.В. Михайлова: «Для Ивана Грозного скипетр был материализованным воплощением данной ему Богом власти». В качестве доказательства историк приводит отрывок из царских посланий 1567 г. от имени бояр И.Д. Бельского и И.Ф. Мстиславского польскому королю Сигизмунду II. «Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во трех лицех и во едином существе покланяема же и славима, имже царем скифетры утвержаютца, сего милостию вседержавные десницы скифетродержавие утвердися истиннаго православия, истиннаго благочестия подражателю, великому государю, государем самодержцу; его же милостию и хотением великого царя и великого князя Ивана Васильевича и всеа Русии». В посланиях другим адресатам Иван IV также именует себя «скифетродержателем».

По всей видимости, царь мог употреблять во время приемов как скипетр, так и посох. В «Путешествии в Московию Рафаэля Барберини в 1565 году» упоминается «серебряная вызолоченная трость, наподобие епископского жезла». Папский легат Антонио Поссевино, встречавшийся с Иваном IV в 1581/82 гг. в своих воспоминаниях «Московия» сделал запись: «В левой руке у него жезл, или посох, украшенный довольно большими алмазными зернами, как бы узлами».

Джером Горсей, почти два десятилетия (с 1573 по 1591 г.) находившийся в России по делам коммерческой и дипломатической службы, в «Записках о России» записал: «Принесите мой царский жезл, сделанный из рога единорога, с великолепными алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями, большой стоимости; жезл этот стоил мне 70 тысяч марок, когда я купил его у Давида Говера (David Gower), доставшего его у богачей Аугсбурга».

Нарвал. Иллюстрация из Энциклопедического словаря Брокхауза и Эфрона.
Нарвал. Иллюстрация из Энциклопедического словаря Брокхауза и Эфрона.

О каком жезле/трости/посохе может идти речь? При чем здесь единорог? Как пишет Е.В. Пчелов, известный историк, большой знаток сфрагистики: «Видимо, в связи с появлением скипетра среди царских регалий актуализируется и понятие «рог инрога», т. е. единорога, встречающееся в царских посланиях с начала 1553 г. После же того, как на государственных печатях в начале 1560-х годов появилась эмблема единорога (что, по-видимому, было связано с признанием царского титула Ивана Грозного Константинопольским патриархом), скипетр стал напрямую ассоциироваться с его рогом. Чрезвычайно ярко проявилось это, например, в послании новгородского архиепископа Пимена царю (1563 г.): «Владыка Господь… воздвиже рог спасения нашего тебе, боговенчанного царя, и вручил ти есть скипетро Российскаго царствия, жезл силы, жезл достояния, устраяюща словеса на суде, хранящаго истину в веки, творяща суд и правду посреде земля и непорочным путем ходяща». Эти слова имеют очевидный библейский прототип, поскольку в Евангелии от Луки явление Христа метафорически именуется «воздвижением рога спасения»: «И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (1: 69)».

Исследователи полагают, что размер посоха, который видел Дж. Горсей, составлял 1,3 метра и был сделан из бивня нарвала. Левый клык этого млекопитающего может достигать в длину 2-3 метра.

Сам Иван Грозный считал, что, кроме сакрального смысла, посох из рога единорога имеет чудодейственную, оберегающую силу. Он показывал его Горсею в своей сокровищнице незадолго до смерти. Английский посланник пишет, что после того как посох принесли, он «приказал своему лекарю Иоанну Ейлофу обвести на столе круг; пуская в этот круг пауков, он видел, как некоторые из них убегали, другие подыхали. «Слишком поздно, он не убережет теперь меня».

В потрясающе красивом альбоме «Государственные регалии Московского царства. Сокровища Оружейной палаты», выпущенном Музеями Московского Кремля в прошлом году, содержатся фотографии и описание посоха и жезла. Первый датируется предположительно XV в и мог принадлежать деду Ивана IV великому князю Ивану III. Второй исследователи относят к концу XVI – началу XVII вв.

Часть посоха XV в. Фрагмент иллюстрации из альбома «Государственные регалии Московского царства. Сокровища Оружейной палаты»
Часть посоха XV в. Фрагмент иллюстрации из альбома «Государственные регалии Московского царства. Сокровища Оружейной палаты»

Мог ли их держать в руках первый русский царь, увы, никто ответа не дает. Возможно, что скипетр и посох Ивана IV, как и многие другие царские скоровища, были похищены поляками во время Смуты. По крайней мере, шведский агент Петр Петрей де Ерлезунда, бывший в России в начале XVII в. в своей «Истории о великом княжестве Московском…» написал: «… многие полагают также, что поляки между разными драгоценными кубками, чашами, подносами, медалями и регалиями, ценою в несколько бочонков золота, получили семь царских венцов и три скипетра с одним жезлом из цельного большого единорога, чрезвычайно богато выложенным и украшенным прекрасными рубинами и алмазами».

Слушать подкаст:

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.