Начнём с определения: что такое литературный процесс?
1) Литературный процесс - жизнь и развитие литературы определённой страны или эпохи во всей совокупности её явлений и фактов или многовековое развитие литературы в её всемирных масштабах.
Другими словами, литературный процесс - развитие и изменения в литературе в течение большого отрывка времени.
*Здесь необходимо сделать небольшое лирическое отступление: под литературой в широком смысле этого слова подразумевают совокупность любых письменных текстов.
I.Древнерусская литература
К древнерусской литературе относятся произведения, созданные в период с одиннадцатого по семнадцатый века (11-17 века). Как правило, её представителями были исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси, ведь письменность в прародителе нашего государства начала бурно развиваться с принятием христианства и введением кириллицы. Более того, первыми «писателями» были греки, переводившие тексты с родного языка на древнерусский.
В Древней Руси книга - средство для ознакомления с верой и пособие при совершении богослужения. Вот почему первым «разделом» древнерусской литературы является церковно-служебная. В ней выделяют следующие жанры:
1) Житие – повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым
2) Поучение - проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни
Также развиваются повествовательно-исторические жанры:
1) Хождение - жанр средневековой русской литературы, форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель.
2) Слово – образец торжественного красноречия
3) Летопись – исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий
4) Повесть – повествование о важных исторических событиях
Другие названия разделов в древнерусской литературе: духовный (церковный) и мирской (светский)
Черты:
1. Отсутствие автора
2. Историзм
3. Политичность
4. Связь с фольклором
I I. Литература 18-го века
Она делится на четыре раздела:
1) Литература петровского времени:
· Переходный характер
· Замена церковной литературы на светскую (процесс «обмирщения»)
· Разработка нового решения проблемы личности (от человека «души» до человека «разума»)
· Жанровые особенности:
- Ораторская проза, то есть живая речь
- Повесть
- Политические трактаты, то есть научные сочинения-рассуждения о политических вопросах
- Учебники
- Стихотворство
Как пример - Феофан Прокопович – «Поэтика» и «Ритмика»
2) Второй период (1730-1750)
Формирование классицизма:
- Античность – эталон
- Родина – Франция 17-го века
- Углубленная разработка литературного языка
- Новая жанровая система:
- Высокие жанры (трагедия, опера, эпопея)
- Низкие жанры (комедия, басня, сатира)
5. Черты:
- Разум выше чувств
- Строгая иерархия жанров
- Разделение добра и зла
- Эталон гражданственности
- Принцип «три единства» (времени, места и действия) - пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму; действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту; действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.
Реформа Тредиаковского:
- Силлабо-тоническое стихосложение (способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения).
- Построение на основе хорея, а не ямба
- Введение новых жанров: ода, элегия, басни, эпиграммы
Реформа Ломоносова:
- Введение мужских (ударение на последний слог) и дактилических (ударение на третьем от конца слоге строки) рифм
- Размеры несут эмоциональную окраску
- Обращение внимания на дактиль (ударение на первый слог), амфибрахий (ударение на втором слоге) и анапест (ударение на последний слог)
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
- Главная тема – Родина
- Главный жанр – ода
- «Грамматика»
- «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
- Теория трёх штилей:
- высокий (высокий, торжественный, величавый, жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.)
- средний (элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения)
- низкий стили (комедии, письма, песни, басни)
3) Третий период (1760-ые – первая половина 70-ых годов)
- Усиление господства дворянства
- Появление пародийных жанров
- Журналы:
- «И то, и сё» - Михаил Дмитриевич Чулков
- «Смесь» - Василий Васильевич Тузов
- «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» - Николай Иванович Новиков
4) Четвертый период
- Социальные потрясения (американская и французская революции)
- Расцвет комической оперы
- Развитие сентиментализма - художественное направление, характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы.
Черты:
- Изображение природы
- Внимание к внутреннему миру человека (психологизм)
- Важнейшая теме сентиментализма – тема смерти
- Игнорирование окружающей среды, обстоятельствам придаётся второстепенное значение; опора лишь на душу простого человека, на его внутренний мир, чувства, которые изначально всегда прекрасны
- Основная тематика сентиментализма — любовная
- Основные жанры сентиментализма: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) – повесть «Бедная Лиза»
Денис Иванович Фонвизин – комедия «Недоросль»
Александр Николаевич Радищев – «Путешествие из Петербурга в Москву»
Иван Андреевич Крылов (1769-1844) – басни
Гаврила Романович Державин (1743-1816)
1. Оды
2. Ввёл разговорную речь в поэзию
I I I. Литература Европы и России
Долгое время русская литература отставала от своего западного собрата. История последнего началась ещё в эпоху Античности. Это были мифы, басни Эзопа, произведения Гомера («Илиада» и «Одиссея»), труды Горация – поэта «золотого века» древнеримской литературы, а также поэмы Вергилия (среди них его самая известная – «Энеида»).
Затем начала развитие литература Средних веков. Но если в России это, как правило, религиозные тексты, то на Западе развивается и светская литература. Появляется, известная вам по урокам МХК, «Песнь о Роланде», повествующая о битве в Ронсевальском ущелье между армией Карла Великого и войском басков. Вообще тематика рыцарей и войн становится довольно популярной в это время на Западе. У нас же, и то в былинах (устном народном творчестве) прославляют богатырей – защитников земли русской, но вернёмся к Европе, где основным жанром становится рыцарский роман.
Однако развитие светской литературы в Средние века не исключило существования и религиозной. Так, например, самым известным произведением того времени считается «Божественная комедия» Данте Алигьери - поэма о путешествии человека по Аду, Чистилищу и Раю.
Пока в России литература до сих пор остаётся «Древнерусской», в Европе она вступает в новую для себя эпоху – Ренессанс. Характерными чертами этого времени можно считать: гуманизм, возвращение к идеалам античности. Самым известным писателем того времени можно считать Уильяма Шекспира знакомого вам по «Ромео и Джульетте» и «Гамлету». В Европе начинается бурное развитие драматургии, театра. Но стоит заметить, что литературу эпохи Возрождения иногда относят к Средневековой. В таком случае литература Средних веков Запада по временным рамкам почти полностью совпадает с нашей древнерусской литературой.
Есть мнение, что классицизм – продукт эпохи просвещения. У нас писатели возвращаются к античности и орудуют массивным слогом, а за рубежом развивают схожие идеи и в тоже время всё больше и больше уходят в светскую литературу. Стоит сказать, что в России литература в это время впервые догнала европейскую, главным образом благодаря деятельности Петра Первого. Самыми известными представителями классицизма в Европе можно считать Гёте (знакомый вам по «Фаусту»), Шиллера (его переводом занимался Жуковский), Даниэля Дефо («Робинзон Крузо» - его рук дело) и ВольтЕра (его труды по философии). Это 17-18 века. Затем наступает 19, когда русская литература становится в один ряд с западной. Начинается золотой век.
IV. Литература 19-го века
В России 19 столетие не только «золотой век» нашей литературы, но и время формирования русского литературного языка, который оформился в знакомом нам виде во многом благодаря Александру Сергеевичу Пушкину.
Основные направления в литературе 19-го века: реализм и романтизм.
Романтизм. Черты:
- Индивидуализм (романтический герой противопоставлен миру, мир не принимает его, а он не принимает этот мир).
- Бунтарство (единственный выход для человека – бунт – нормальное отношение романтического героя к миру).
- Противоречивое отношение к народу (Романтический герой мыслит себя борцом против мирового зла во имя блага народа. Но народ, с точки зрения романтизма, — это пассивная масса. Герой может жертвовать своей жизнью ради других, но одновременно презирает толпу и чернь. Жертвуя, он в то же время одинок и презираем теми, ради кого жертвует)
- Чувство выше разума
- Отсутствие правил и норм
- Интерес к национальному творчеству (сказкам, преданиям, легендам)
- Интерес к мистике и фантастике
- Основные жанры: элегия, идиллия, баллада, новелла, роман, фантастическая повесть
- Представители: Жуковский («Светлана»), Гоголь («Ночь перед Рождеством»), Лермонтов («Мцыри»), Пушкин («Пиковая дама»)
Реализм. Черты:
- Объективизм в изображении жизни (авторское видение действительности)
- Выраженная авторская позиция
- Типические характеры героев при сохранении их индивидуальности
- Маленький человек («Шинель»), лишний человек («Герой нашего времени»)
- Внимание к психологической достоверности характеров
- Обыденная и повседневная жизнь героев
- Внимание к точности и достоверности детали
- Нет деления на «плохих» и «хороших» героев
- Важность социальных проблем
- Приближенность языка художественного произведения к речи
- Возможность использования символа, мифа, гротеска и т.п. как средства раскрытия характера
- Основные жанры: рассказ, повесть, роман
- Развиваются сатира и журналистика
- Первый реалистический роман в России – «Евгений Онегин» Пушкина
Журналистика 19-го века. Краткая история по десятилетиям:
- 1800-1810: возникло 60 журналов, 9 газет, сборников, но все они были недолговечны, за исключением «Вестника Европы» (1802-1830). Выходит «Северная почта, или Новая Санкт-Петербургская газета», на титуле которой впервые появляется слово «газета».
- 1811-1820: Идеи патриотизма в связи с войной 1812 года в журналах проправительственном «Русском вестнике» С. Н. Глинки
- 1821-1830: Альманахи декабристов: «Полярная звезда» А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева, «Мнемозина» В. Ф. Одоевского и В. К. Кюхельбекера, «Русская старина» А. О. Корниловича. газета Ф. В. Булгарина «Северная пчела». Издатель «Московского телеграфа» Н. А. Полевой впервые вводит в обиход слово «журналистика» (1825). «Литературная газета» А. А. Дельвига и О. М. Сомова, редактирование издания А. С. Пушкиным (1830)
- 1831-1840: В. Г. Белинский в «Московском наблюдателе». Журнал А. С. Пушкина «Современник» (1836). Повсеместное издание «Губернских ведомостей».
- 1841-1850: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов — переход из «Отечественных записок» в «Современник» (1846). «Москвитянин» как орган официальной народности.
- 1851-1860: А. И. Герцен и Н. П. Огарев. «Полярная звезда» (1855) и «Колокол» (1857). Журналы братьев Ф. М и М. М. Достоевских «Время» и «Эпоха». Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Некрасов в «Современнике». «Вестник Европы» (1866-1918).
- 1861-1870: Д. И. Писарев в «Русском слове», газета «Неделя».
- 1871-1880: М. Е. Салтыков-Щедрин в «Отечественных записках». «Дело». Издания М. Н. Каткова: журнал «Русский вестник» и газета «Московские ведомости» о русско-турецкой войне. Н. Г. Короленко в «Русском богатстве» (1876-1918), газета И. Д. Сытина «Русское слово».
- 1881-1890: А. П. Чехов в «Русской мысли».
- 1891-1900: А. М. (Максим) Горький в «Самарской газете». А. П. Чехов в «Осколках»