CELPE-Bras - единственный официальный экзамен на знание бразильского португальского для иностранцев.
Что представляет из себя экзамен?
Когда я рассказывала об этом в прошлый раз, я говорила только в общих чертах. Сейчас я хочу описать экзамен более подробно, потому что сама хотела бы получить официальную оценку своим знаниям и подумываю сдать CELPE-Bras в ближайшем будущем.
Если вы видели примеры экзаменационных заданий для других языков, то скорее всего ожидаете подобного и для португальского. А зря.
Как заявляет об этом Бразильское министерство образования, экзамен был разработан по совсем другому образцу, потому что:
“não se busca aferir conhecimentos a respeito da língua por meio de questões sobre a gramática e o vocabulário, mas sim a capacidade de uso dessa língua”
"цель состоит в том, чтобы оценить не знания языка посредством вопросов о грамматике и лексике, а способности применять этот язык"
С этой целью на экзамене вы столкнетесь с необходимостью делать то, что приходится делать носителю языка на работе или во время учебы - писать доклады, объявления для сотрудников/клиентов/учеников и их родителей, составлять текст рассылки для них и т.д. В устной части надо показать знания реалий бразильской жизни, а не только рассказать о себе.
Экзамен не делится на уровни. В зависимости от результатов, вы получите оценку:
Intermediário - Средний
Intermediário Superior - Выше среднего
Avançado - Продвинутый
Avançado Superior - Выше продвинутого
Подробное описание каждого уровня есть в буклете Documento base do exame CELPE-Bras на стр.67, но там ничего не говорится о соответствующих уровнях Европейской шкалы CEFR, что меня совершенно не удивляет, так как Бразилия всегда была себе на уме, тем более, что и формат экзамена они принципиально не захотели делать таким, как в той же Португалии. Однако есть мнение, что Intermediário соответствует A2, а Avançado Superior - C1:
Отсутствие С2 объясняют тем, что на этом уровне требуется без труда справляться с любыми региональными диалектами, а это, в случае с Бразилией, неимоверно сложно. Возможно, это преувеличение.
Структура
В том же буклете, о котором я говорила выше, можно посмотреть структуру экзамена:
Как видите, письменная часть (a Parte Escrita) занимает три часа и состоит из четырех заданий. Устная часть, которую называют "взаимодействием лицом к лицу" (a interação face a face), длится всего двадцать минут и состоит из двух этапов.
Об устной части я хочу рассказать в другой раз. Сейчас остановлюсь подробнее на письменных заданиях.
A Parte Escrita
Я предлагаю познакомиться с каждым заданием и с лексикой, которая поможет понять инструкции. Я буду брать для примера архивные материалы прошлых экзаменов.
Язык в инструкциях к заданиям довольно сильно отличается от разговорного, что логично. Книжечки/тетради с вопросами и ответами называются соответственно Caderno de Questões и Caderno de Respostas. Полезные слова:
compõe-se - состоит/составлен из
contém - содержит
enunciado - (в данном случае) объяснение
tarefa - задание
folha - лист
rascunho - черновик
verificar - проверить
completo - полный, содержащий все, что требуется
concluir - закончить (ao concluir - после завершения/завершив)
devolver - вернуть
aplicador - (в данном случае) человек, который во время экзамена находится в аудитории с кандидатами и выдает материалы, следит за процедурой экзамена
Посмотрите, как нужно заполнять бланки:
caneta de tinta preta - ручка черного цвета
rasura - исправление/зачеркивание
aceitar - принимать
dificultar a leitura - затруднять чтение
corretivo - корректор/замазка
a lápis - карандашом
anulado - аннулировано
То есть, писать в чистовике нужно черной ручкой, поменьше черкать и исправлять, не замазывать корректором. Иначе оценят в ноль баллов.
Часть 1
В первой части вы работаете с видео:
В 2020 году было задание о выставке БлюдоМира (exposição PRATODOMUNDO). Вы посетили эту выставку в рамках школьной экскурсии и теперь надо написать о самой выставке и о важности пищевой культуры в обществе.
Важные слова:
assistir - смотреть
duas vezes - два раза
podendo - имея возможность
anotações - записи, пометки
enquanto - пока, во время
com base em - основываясь
redigir - выразиться в письменном виде
relatório - отчет, детальное описание с выделением ключевых моментов
Видео аутентичное, из национальных новостей, но немного упрощено для экзамена (adaptado):
Можно посмотреть по ссылке http://g1.globo.com/globo-news/jornal-das-dez/videos/v/exposicao-no-museu-do-amanha-fala-sobre-alimentos-e-cardapio-do-futuro/7556803/.
В отличие от многих других международных языковых экзаменов вам никто не скажет, сколько слов требуется написать, какая нужна структура, на что обратить внимание. Ожидается, что кандидаты сами должны иметь представление об адекватном заданию размере текста и о его содержании.
Вам предоставляется одна страница для пометок, которые делаются во время просмотра видео, и одна страница для черновика. Потом нужно все переписать на бланк ответа.
Часть 2
В этой части нужно прослушать аудио. Оно тоже аутентичное, и тоже немного адаптировано.
В 2020 году это был подкаст от образовательного портала Portal Café Brasil о fake news. Послушать можно по ссылке http://www.portalcafebrasil.com.br/cafezinho/cafezinho-106-sobre-fake-news/. Из России может не открыться, к сожалению. Если хотите, я скачаю и вышлю по запросу в комментарии.
Задание следующее:
Вы менеджер в отделе кадров (gerente de recursos humanos) в некой компании, и вам становится известно о распространении недостоверных новостей среди персонала. И вам теперь нужно сделать рассылку сотрудникам с инструкцией как распознать fake и как не допустить распространения подобной информации.
Как видите, вас с вашим шикарным португальским хотят видеть менеджером, а не уборщиком. Лестно, не правда ли?
Полезные слова:
na condição - в качестве
a fim de - с целью
identificar - распознать
evitar - избежать
propagação - распространение
Точно так же, как в первом задании, вы делаете пометки во время прослушивания, потом пишете черновик, потом начисто переносите в бланк ответа.
Часть 3
Теперь очередь за текстами.
Нужно прочесть некий репортаж о разумном потреблении, который натолкнул вас на организацию мероприятия в своем районе. Вы должны написать письмо для жителей района, чтобы оповестить о предстоящем событии, представить его и его выгоды и рассказать о том, как можно принять участие в нем.
Полезные слова:
ao ler - прочитав
divulgar - распространить/поделиться
apresentar - представить/познакомить
vantagem - выгода, преимущество
possibilidade - возможность
participação - участие
Текст вполне соответствует современным реалиям.
Здесь у вас есть только один лист черновика и бланк ответа.
Часть 4
Еще один текст.
Теперь вы учитель, который делает рассылку родителям учеников, рассказывая о необходимости контролировать использование смартфонов детьми.
Полезные слова:
artigo - статья
informativo - уведомление/информационное письмо
a ser enviado - для отправки
chamar a atenção para - привлечь внимание к
necessidade - необходимость
А вот и сама статья:
Оба текста (задание 3 и 4) достаточно высокого уровня, особенно в плане грамматики.
Задание выполняется практически так же, как в третьей части.
Выводы
Экзамен серьезный, уровень португальского требуется высокий, иначе даже задание будет не понять.
Для меня в данный момент сложнее всего именно писать, потому что этого я никогда не делала. Говорить - сколько угодно, писать - не люблю. К тому же, как я заметила, письменная речь в португальском очень формализована, все стремятся показать свою образованность и пишут довольно вычурно.
Я решила попробовать свои силы - буду пока тренироваться с материалами прошлых лет. У меня есть доброволец, который вызвался проверять работы и исправлять ошибки. Если получится не совсем кошмарно, я напишу.
Советы по выполнению заданий есть в YouTube.
***
В следующий раз поговорим об устной части:
Устная часть CELPE-Bras.
CELPE-Bras - учусь писать email на португальском
***
***
Угостить автора чашечкой кофе:
Хоум 2200 5001 7004 1670
Obrigada do fundo do coração!
***