Конец II века до н.э. Римская Республика встречала региональным лидером Средиземноморского региона - под ее властью был Карфаген, Македония и некоторые греческие государства, и свою экспансию римское государство не собиралось сбавлять. Именно Рим выступал агрессором и захватчиком своих соседей, но в самом конце II века до н.э. он сам стал объектом, правда не захвата, а набегов. Но тем болезненнее воспринималась горечь поражения.
Римляне знали своих основных соседей в Европе - то были племена кельтов, имевших развитие оседлые привычки, от того не особо агрессивные. Тем более, что мощь римских армий была разрозненным кельтским племенам не по зубам. Для самих римлян такое соседство пока было комфортно - они заняли южную часть Галлии с центром в древней греческой колонии Массалия (совр. Марсель, Франция), дабы обеспечить сухопутную связь с захваченной у Карфагена Испанией.
Читайте по теме:
Богатый Рим захватил нищую Галлию. Зачем?
Только Карфагену было под силу сокрушить римлян. Но победил в итоге Рим.
Северная Европа представляла собой крайне суровый, болотистый край в те времена, и даже небольшие климатические изменения, как правило в худшую сторону, вроде похолодания, неурожая, серьезно нарушали и без того хрупкий баланс проживавших там племен, преимущественно германской группы. Античные авторы и историки с упорством запихивали почти все германские племена древности к берегам Северного моря и особенно на полуостров Ютландия (совр. Дания), который разделяет Балтийское и Северное моря. Здесь античные писатели во многом исходили из своих реалий - римское государство и цивилизации Античности тяготели к морским акваториям, то же самое, считали они, происходит и с другой части Европы.
Так вот, племя германцев - кимвров, проживавших по мнению римлян в Ютландии, столкнулось с повышением уровня прибрежных вод и постепенным затоплением их территорий. Именно поэтому, племя поднялось с родных мест и двинулось в южном направлении - сначала в сторону земель бойев (совр. Богемия, Чехия). Получив отпор в Центральной Европе, кимвры двинулись далее на юг, к землям римлян.
К сожалению, такое описание и объяснение миграции кимвров не выдерживает критики. Дело в том, что непригодность территории для проживания должна была вынудить племя двигаться полным составом - т.е. не только воинов, но и их семьи: женщин, детей, стариков и т.д. Кимвры не смогли занять никакой территории до встречи с римлянами, и тогда вопрос - где же были их семьи? Оставить их так далеко в Ютландии без защиты они тоже не решились бы. Это все говорит о том, что скорее всего речь идет о вполне себе приграничных германских племенах.
Как бы то ни было, в 113 году до н.э. кимвры и несколько союзных племен поменьше, включая племя тевтонов, повернули в пределы союзного Риму кельтского царства Норик (совр. Австрия) , где у города Норея разбили армию в 30 тысяч человек (два консульских легиона были полностью уничтожены), направленных в помощь союзнику. Это событие и год считаются первым знакомством римлян с германцами. Римский полководец, проваливший операцию против варваров, Гней Карбон был привлечен к суду и признан виновным. Гней решил не ожидать положенной казни и принял яд, правда ошибся, и выпил сапожные чернила - эффект был такой же, только смерти пришлось ждать дольше и в страшных муках.
Римский Сенат был крайне встревожен таким положением вещей и потребовал от военного командования решить проблему кимвров, которые теперь перебрались на территорию Галлии. Варвары вступили в переговоры с римлянами, требуя «земли и жилья там, где они остановились» - но римляне отказали и выступили в поход. Очередная кампания римлян окончилась разгромом - мы не знаем подробностей, но знаем результат: кимвры оставались для римлян не решенной проблемой.
Успехи кимвров привлекают к ним все новых добровольцев из окрестных племен - вскоре это уже союзная армия варваров, под командованием кимвровских конунгов, начнет опустошать всю Галлию. Упоминания этих событий застанет Юлий Цезарь у галльских общин в ходе своего похода на Галлию полвека спустя. Римский позор продолжается - в 107 г. до н.э. близ реки Гаронна германцы вновь разбили консульскую армию – консул Луций Кассий погибает, остатки римских войск сдаются.
Когда кимвры повернули к сторону южной Галлии - к непосредственным владениям римлян, Сенат охватила паника, в срочном порядке были укомплектованы и отправлены новые силы, которые должны были дать отпор варварам в районе г. Араузиона (совр. Оранж, Франция) и это стало апогеем римского несчастья. Колоссальные силы римлян, по разным оценкам современников - 70-80 тысяч солдат плюс вспомогательные силы, были уничтожены варварами, что называется под корень.
Историк Орозий так описывает произошедшее:
«Там они римляне были побеждены, принеся великий срам и риск римскому имени… Враги, захватив оба лагеря и огромную добычу, в ходе какого-то неизвестного и невиданного священнодействия уничтожили всё, чем завладели. Одежды были порваны и выброшены, золото и серебро сброшено в реку, воинские панцири изрублены, конские фалеры искорежены, сами кони низвергнуты в пучину вод, а люди повешены на деревьях — в результате ни победитель не насладился ничем из захваченного, ни побеждённый не увидел никакого милосердия»
Потери римлян превысили те, что они понесли в знаменательной битве при Каннах против карфагенских сил Ганнибала - но то была война двух ведущих держав Средиземноморья, а здесь такие потери пришлось нести от варварских сил. Ужас, испытанный римлянами от первых столкновений с германцами, отразили многие античные источники, полтора века спустя поэт Лукан в своей поэме «Фарсалия» выразит его двумя словами — «тевтонская ярость».
Очередной римский полководец, выходец из плебеев, консул Гай Марий, понял, что повторит судьбу предшественников, если не изменит подход. Упор был сделан на численность войск - был снят имущественный ценз для граждан при приеме в войска, теперь в армию спокойно брали пролетариев - неимущих городских жителей (в современных реалиях их бы именовали бомжами). Активно комплектовали подразделения, в основном конными, союзными племенами, а сама подготовка и вооружение стали унифицированными, единообразными, что повысило и управляемость войск и их взаимодействие на поле боя.
Принятые меры позволили оправиться после 10 лет позора и поражений - в 102 г. до н.э. германцы проникают глубоко в Прованс, где у г. Секстиевы Воды (совр. Экс-ан-Прованс, Франция) тевтоны были наконец разбиты Гаем Марием, а год спустя кимвры перешли Альпы и тоже были уничтожены у г. Верцеллы (совр. Верчелли, Италия). Эти поражения варваров сумели стабилизировать ситуацию. Действия римлян поставили крест на двух крупных племенах - кимврах, и примкнувших к ним позднее тевтонах. Тевтонами стали именовать северные европейские племена, хотя позднее это наименование уступило обобщению "германцы". В целом наименование "тевтоны" сохранилось и до наших дней - взять, хотя бы, тот же Тевтонский орден Крестоносцев и разговорное наименование современных немцев.
Читайте также на канале:
- Покоренные народы не восставали против власти римлян. Почему?
- Римские императоры кратко: Аврелиан "Восстановитель мира" (270-275 гг. н.э.)
- Древние греки не пытались завоевать римлян и Италию. Почему?
Все изображения взяты из открытых источников и принадлежат их правообладателям.