Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Робер Оссейн - самый "русский" из французских режиссеров

Оглавление

Робер Оссейн многими считается "нашим человеком" во французском кино. На это есть несколько причин:

во-первых, он сын уроженца Самарканда Андре Оссейна (Гуссейнова), имеющего вроде бы азербайджанские корни;

во-вторых, он несколько раз играл русских персонажей, причем обходясь без лишней клюквы;

в-третьих, с 1955 по 1959 был женат на Марине Влади.

Однако, если ознакомиться с его творчеством, особенно режиссерским, чуть ближе, обнаружится один из самых французских режиссеров среди всех французских кинематографистов. Кроме того, Оссейн - один из самых недооцененных режиссеров Франции, во многом потому что во времена Французской Новой Волны он снимал простое, но мощное жанровое кино, укорененное во французской низовой культуре, отдавая предпочтение детективам, шпионскому кино и вестернам. Возможно именно поэтому он оказался так близок советскому и постсоветскому зрителю, так как французское "бульварное чтиво" в отличие от американского в СССР переводилось и издавалось. Как результат, в фильмах Оссейна всё время проскальзывает что-то смутно знакомое, отчего кажется, что снимал он специально для российского зрителя.

Краткий обзор фильмографии Оссейна-режиссера

Мерзавцы попадают в ад (Les salauds vont en enfer), 1955

Режиссерский дебют Оссейна трудно назвать удачным во всех отношениях фильмом, но уже в нём прослеживается то, что станет фирменным стилем режиссера. Фильм делится на две почти равные части: в первой Анри Видаль и Серж Реджиани играют двух зэков, один из которых может быть, а может и не быть стукачом, по крайней мере так считают другие заключенные, что делает совместный побег делом крайней необходимости; во второй - беглецы захватывают в заложницы модель в исполнении Марины Влади в маленьком домике на пляже. Захват заложниц и одиноко стоящие домики в будущем станут появляться в фильмах Оссейна с завидной регулярностью.

Ты – яд (Toi, le venin), 1958, режиссер - Робер Оссейн

-2

В третьем фильме Оссейн (второй, "Простите наши прегрешения", в сети на сегодняшний день так и не появился), продолжает углубляться в эстетику нуара с минимальным количеством действующих лиц. Правда, только здесь Оссейн решил сыграть главную роль самостоятельно, до этого он довольствовался образами второго плана.

Ночь шпионов (La nuit des espions), 1959

-3

В четвертом фильме Оссейн отходит от эстетики и сюжетных троп классического нуара, временно променяв их на параноидальное шпионское кино. Большую часть фильма действие разворачивается внутри сельского домика, а на экране присутствуют преимущественно два актёра - Оссейн и Марина Влади, играющая в фильме Оссейна уже четвертый раз подряд. Оссейн играет британского шпиона, изображающего нацистского офицера во Франции 1941-м, Влади - то ли британскую шпионку, то ли двойного агента. Последнее и предстоит выяснить герою и при необходимости принять соответствующие меры в течение всего одной ночи.

Негодяи (Les scélérats), 1960

-4

В пятом фильме Оссейн продолжает исследовать кинематографические возможности замкнутого пространства, но отказывается от сотрудничества с Мариной Влади, с которой успел развестись, в пользу другой известной французской кинодивы Мишель Морган. Кроме того, именно в "Негодяях" режиссер впервые делает своего персонажа русским эмигрантом.

Вкус насилия (Le goût de la violence), 1961

-5

Первый вестерн в карьере Оссейна. Режиссер отказывается от фирменных замкнутых пространств, к чему обязывает жанр, но использует сюжет с захватом заложницы. В некой вымышленной латиноамериканской стране в разгаре гражданская война, группа революционеров во главе с Оссейном захватывает дочь тоталитарного "Эль президенте" с целью обменять её на пленных товарищей, но из всего отряда идейным оказывается только лидер: кто-то готов взять деньгами, кто-то натурой.

Правдивая игра (Le jeu de la vérité), 1961

-6

Вышедшая в том же году "Правдивая игра" - полная противоположность "Вкусу насилия". Это густонаселенный фильм (именно здесь Оссейн собрал самый звездный актерский состав в своей карьере), действие которого полностью исчерпываются одним помещением. "Правдивая игра" - классический детектив в духе Агаты Кристи с элементами психологической драмы, чем-то напоминающий "Десять негритят".

Смерть убийцы (La mort d'un tueur), 1964

-7

После трехлетнего перерыва Оссейн снимает фильм, явно вдохновленный работами Жан-Пьера Мельвиля. Он исполняет роль молчаливого грабителя, вышедшего из тюрьмы и решившего найти и рассчитаться с теми, кто его кинул. Несмотря на тот факт, что Мельвилю Оссейн проигрывает практически во всех отношениях, смотреть "Смерть убицы" не менее увлекательно, чем того же "Самурая".

Круги под глазами (Les yeux cernés), 1964

-8

Иногда возникает ощущение, что Оссейн целенаправленно стремился поработать во всех жанрах нуарно-детективно-палпового кино, поскольку в один год с подчёркнуто мужским нуаром "Смерть убийцы" он снимает женский детектив "Круги под глазами", правда приверженности к лаконичным актерским ансамблям он остается верен и здесь.

Вампир из Дюссельдорфа (Le vampire de Düsseldorf), 1965

-9

Главный шедевр Оссейна, представляет самое нехарактерное для него кино. История серийного убийцы в Германии начала 30-х снята с большим размахом и большим вниманием к окружающему миру, чем прочие фильмы режиссера. Это непривычно визуально богатое кино, в котором тем не менее нет ничего лишнего.

Я убил Распутина (J'ai tué Raspoutine), 1967

-10

Первый "русский" фильм Оссейна основан на мемуарах убийцы Распутина Феликса Юсупова и излагает его версию событий. Сам Оссейн играет роль Сергея Сухотина, в то время как роль Распутина режиссер доверил фактурному немцу Герту Фрёбе, тремя годами ранее сыгравшему Орика Голдфингера. Несмотря на то, что откровенной клюквы в фильме по меркам эпохи мало, в антураже Российской Империи начала века Оссейн чувствует себя неуютно, отвлекаясь на внешние детали, чего ранее себе не позволял.

Веревка и кольт (Une corde un Colt...), 1969

-11

Заручившись сценарной поддержкой будущего маэстро итальянского хоррора Дарио Ардженто и пригласив на главную роль свою знакомую по франшизе о "Великолепной Анжелике" Мишель Мерсье, Оссейн снял один из лучших и самых необычных спагетти-вестернов, противопоставляющей визуальной избыточности фильмом Леоне, на которую ориентировалось большинство создателей итальянских вестернов конца 60-х, фирменный сдержанный минимализм.

Точка падения (Point de chute), 1970

-12

Последний перед долгим перерывом фильм Оссейна напоминает сборник его лучших режиссерских находок. Три бандита похищают богатую наследницу с целью получения выкупа и держат её в одиноко стоящем пляжном домике. По законам жанра, первоначальный план почти сразу трещит по швам, так как похищенная видит лицо одного из похитителей, и теперь её необходимо ликвидировать, что вступает в противоречие с понятиями того самого деанонимированного бандита в исполнении Джонни Халлидея.

Отверженные (Les misérables), 1982

-13

В 70-е Оссейн работал преимущественно в театре и на телевидении, чтобы вернуться в 80-е с двумя фильмами. Первый из них - одна из лучших экранизаций "Отверженных". По меньшей мере, Жан Вальжан в этом фильме определенно лучший. На его роль Оссейн пригласил Лино Вентуру - отличного актёра, который единственный из всех исполнителей этой роли выглядит подходящим физиогномически. Габен, Бельмондо или Лиам Нисон играли неплохо, но только Вентура выглядит человеком исключительной физической силы.

Красная икра (Le caviar rouge), 1986, режиссер - Робер Оссейн

-14

Последний театральный и второй условно "русский" фильм Оссейна. Вариация на тему "Ночи шпионов", но с агентами КГБ, получилась откровенно неудачной во всех смыслах. Искренне жаль, что такой незаурядный режиссер закончил карьеру вот этим...