В Красной Армии говорили: "Идём на Берлин!" Они считали, что могут не попасть туда вовремя. Наши солдаты вынесли достаточно и заслужили право войти в Берлин. Они считали, что они имеют на это право, а союзники такого права не имеют и вероятно, этого не понимают, но фриц прекрасно понимает.
Немцы ожесточённо сопротивлялись, обстреливали позиции советских войск и днём и ночью. Немцы явно предпочитали, чтобы их побили союзники, а не Красная Армия. "Если так случится, это будет для нас по-настоящему обидно" - говорили советские солдаты.
Пожалуй, смело можно утверждать, что Красная Армия в целом была готова положить тысячи и тысячи солдат в битве за Берлин - столицу "тысячилетнего Рейха", - чем допустить, чтобы англичане и американцы вошли туда раньше и с минимальными людскими потерями. Англичане и американцы бомбили Берлин и причинили огромный ущерб. Союзники берегли своих солдат. Эти бомбардировки Берлина не имели прямого военного значения. Союзники сбросили на Берлин 65 тысяч тонн бомб. Настоящую наземную операцию в Европе - наступление на позиции немецко-фашистских войск - союзники начали только 23 февраля 1945 г.
С обеих сторон в сражении за Берлин участвовало 3,5 млн человек, 50 тыс. орудий и миномётов, 8 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок и свыше 9 тыс. самолётов. В ходе Берлинской операции Красная Армия разгромила 70 немецких пехотных дивизий, 12 танковых и 11 моторизованных дивизий. До фактической капитуляции советские войска захватили 480 тыс. пленных, а также 1500 танков, более 4 тыс. самолётов и свыше 10 тыс. орудий и миномётов. Три непосредственно участвовавших в операции фронта потеряли около 305 тыс. человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Англо-американские войска за весь 1945 год потеряли на Западном фронте 200 тыс. человек.
Особенность обстановки в Советском Союзе того периода заключалась в том, что колоссальные людские потери и страшные разрушения, сочетались со всенародным чувством гордости и огромного удовлетворения достигнутой победой. Взятием Берлина советские воины поставили жирную точку.
В самом конце Великой Отечественной войны в Европе усилению напряжённости в отношениях между Советским Союзом и союзниками способствовал ещё один психологический фактор. Наблюдалась - и не в последнюю очередь в Красной Армии - тенденция возмущаться присутствием западных союзников в Германии, и особенно в Берлине, во время штурма которого стольким тысячам советских солдат суждено было погибнуть в последние годы войны.