Найти тему
михаил вальковский

Cкидка на нефть для Беларуси: уравнение с одним неизвестным

Оглавление
Фото naniny,by
Фото naniny,by

Похоже, блеф Лукашенко удался: скорее всего российскую нефть он получит уже в марте. Если, конечно, снова не начнёт выставлять условия и отметать предложения.

Не зря говорят: аппетит приходит во время еды - Лукашенко уже недоволен ценой на газ - 127 долларов за тысячу кубов. Дескать, справедливая цена должна быть 90 долларов, именно такие цифры теперь на европейских газовых хабах.


Тонкое искусство спора


Что это был именно блеф говорят демонстративные закупки танкеров норвежской и российской нефти (особо подчёркнуто - без премии). А также  фактический отказ в феврале нескольким  белорусским и российским нефтетрейдерам на поставки нефти на НПЗ по железной дороге. Бизнес вырисовывался, но им прямо сказали  не мешать.


Развязка ситуации насупила после визита главы «Роснефти» Сечина в Минск. Сечин заинтересован как в стабильных поставках нефти по нефтепроводу «Дружба» на свои заводы в Европе, которые снабжают крупную сеть АЗС компании, так и в развитии бизнеса в Беларуси. Здесь у «Роснефти» 36 АЗС, пять нефтебаз и 21-процентная доля в Мозырском НПЗ.

Скорее всего, Лукашенко предложил какой-то интересный вариант для Сечина. А он в свою очередь убедил Путина, что дело выгодное и надо договариваться. Путин позвонил Лукашенко и сделал «неожиданное предложение», которое тот воспринял с энтузиазмом.

Итак, принципиальное решение принято, осталось утрясти детали.  А в них, как известно, и сидит дьявол.

Арифметика и высшая математика торговли


Министр энергетики РФ Александр Новак озвучил предложение Москвы - ежегодно снижать премию к цене нефти примерно на 2 доллара за тонну, пропорционально снижению экспортной пошлины.

 При том, что Лукашенко вообще не хочет ее платить , считая несправедливой по-сути. Недавно он сказал, что российские компании просят премию в 12 долларов за тонну. Напомним: в прошлом году она была 10 долларов.

Простая арифметика: символическая российская уступка, в случае ее принятия, приведёт к тому, что Беларусь будет платить премию в прежнем размере.

Стоило ради такого результата огород городить?

Ведь Минск оценивал свои потери от российского налогового маневра в 2019 году примерно в 330 млн долларов. Прогноз на 2020 год — 420-430 млн долларов. Беларусь настаивала на компенсации этих сумм, ей же предложили скидку в 2 доллара с тонны. Что даёт лишь 36-48 млн долларов годовой экономии в зависимости от объемов поставок.

Но, как сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «каждая сторона делает свою собственную калькуляцию».

У разных нефтяных компаний позиции относительно возможных цен, скидок различаются. Однако, предупредил Песков,  не может идти и речи о том, чтобы кто-то этим компаниям навязывал какие-то невыгодные условия, которые не соответствовали бы и российской, и международной ценовой конъюнктуре.

В эти дни белорусские чиновники и представители нефтяных компаний активно ведут переговоры,  просчитывают варианты. Их результаты мы узнаем в понедельник, когда белорусская сторона озвучит свое видение ситуации.