Кто посмотрел первый «Тихий Дон», тот я. Скажу сразу же, что мне надо давать медаль.
Возможно, мне не повезло, но рип попался скверный, даже для фильма 90-летней давности. Изображение обрезано, звуковая дорожка – каша из музыки и отдельных фраз, причем фразы не совпадают со сценами. По поводу звука надо сделать пояснение: дело в том, что фильм претерпел различные мытарства и вышел в 1931 году (из-за чего в отдельных источниках он значится как фильм 1931 года), а в 1933 выпустили звуковую версию. Но звук в ранних фильмах – большая проблема (см., например, «Праздник святого Йоргена», где звук сочетается с титрами и т.д.)
Не отрегулирована скорость ленты, что хорошо видно в стремительных сценах, когда, например, скачут лошади – они движутся слишком быстро.
Однако если бы я собиралась просто поругать этот фильм, я бы не стала делать о нем отдельный пост. Дело в том, что на самом-то деле фильм очень интересный, но нуждается в хорошей реставрации. Интересен он прежде всего подбором актеров, который (я так думаю) согласовывали с Шолоховым. Все, просто все персонажи – один в один, все подобраны отлично, начиная с Гришки Мелехова. Роль его досталась не игравшему ранее актеру, разнорабочему и бывшему беспризорнику Андрею Абрикосову (впрочем, этот беспризорник происходил из семьи купцов Абрикосовых, а беспризорником стал, попав в водоворот Гражданской войны).
Абрикосова я раньше видела в фильме «Партийный билет», который смогла досмотреть главным образом как раз из-за его игры. В 30-е в изобилии снимали фильмы холуйские и подлые, но «Партийный билет» - это какая-то адская квинтэссенция подлости, просто изумительная.
Но вернусь к «Тихому Дону». Отец, Степан, казаки, все вообще персонажи, пусть на несколько секунд появляющиеся в кадре – очень хороши и, что называется, достоверны.
Аксинья мне понравилась немного меньше (Эмма Цесарская неважная актриса), но это все же Аксинья. В массовке, похоже, снимались настоящие казаки — очень хорошо сидят в седле, нет подскакивания, которое выдает актеров, которые плохо ездят верхом.
Отдельно можно отметить еще и удачный монтаж, особенно в сцене свадьбы.
Когда снимали фильм, роман еще не был дописан, поэтому на экране показана только часть истории – Григорий и Аксинья, война, ранение и ссора. Отсутствие р-революции на экране вызвало яростный визг со стороны… мнэ… ну, назвать их критиками – много чести, скажем откровенно – пишущих публичные доносы уродов. Но фильм все же вышел, хоть и стоил немало нервов всем своим создателям (включая Шолохова).
PS. Да, и просьба не высказываться в комментах о том, что Шолохов кого-то обокрал – надоело, извините.