Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Воздушные асы дрались и на земле (военно-судебный архив)

Мордобой на фронте – явление нередкое. 4 октября 1941 года Сталиным был издан приказ, в котором говорилось, что «самосуды, рукоприкладство и площадная ругань, ведут... к подрыву дисциплины и авторитета командира и политработника»[1]. Однако изжить порочную практику не удалось. В том числе – среди летно-технического состава ВВС. Несдержанность, горячее желание «восстановить справедливость» нередко выливались в потасовки и драки…

В исторической литературе приводится история, случившаяся с одним из самых результативных летчиков Н.Д. Гулаевым (сбил 55 самолетов врага лично и 5 – в группе). Якобы, в 1944 году был обнародован указ о его награждении третьей «Золотой Звездой». Однако указ аннулировали, поскольку Гулаев с сослуживцами устроил пьяную драку в одном из московских ресторанов. По другой (более правдоподобной) версии, – воздушные асы, прибывшие в Москву за наградами, после ресторана устроили дебош в гостинице – перепутали этаж и выдворили из гостиничного номера турецких дипломатов.

Еще один дважды Герой Советского Союза – гвардии капитан П.М. Камозин в том же году был снят с должности командира эскадрильи и переведен с понижением в другой полк. Причина, по словам летчика Дементеева, – избиение в Бобруйске начпрода, плохо кормившего летчиков.

В этих случаях до суда дело не дошло. Между тем, в годы войны воздушных асов за драки нередко предавали суду. Так, в мемуарной литературе описана история летчика 5-го штурмового авиакорпуса Николаева, на тактически грамотные действия которого в бою обратил внимание маршал авиации Ворожейкин. Он решил с ним встретиться после боя и выяснил, что Николаев – гвардии красноармеец, хотя до суда был майором. А осудил его трибунал за то, что Николаев в 1943 году, находясь в состоянии опьянения, избил заместителя командира полка, обозвавшего летчика «растяпой, трусом, чужеспинником, зря носящим ордена»[2].

Далее – наш рассказ о знаменитых воздушных асах, которые хорошо умели драться и в воздухе, и на земле. За воздушные победы их награждали. За земные – предавали суду. Самый известный из «драчунов» – А.И. Покрышкин.

1. Трижды Герой Советского Союза (1943, 1944) маршал авиации Покрышкин Александр Иванович (1913-1985). Он стал первым в СССР трижды Героем.

А.И. Покрышкин
А.И. Покрышкин

А.И. Покрышкин родился в городе Новониколаевске (ныне – Новосибирск). Окончил Качинскую военную авиашколу лётчиков. На фронте – с первого дня войны. Летал на МиГ-3, И-16, Як-1, «Аэрокобре». Совершил более 650 боевых вылетов, сбил лично 43 самолёта противника и 3 – в составе группы (по другим, не подтвержденным документами данным – только лично сбил 59 самолетов).

Мало кто знает, что дважды стоял вопрос о предании его суду военного трибунала. Но каждый раз судьба оказывалась благосклонна к Герою. В первый день войны он сбил по ошибке свой легкий бомбардировщик Су-2. Летчик выжил, но штурман погиб. Если бы не всеобщая суматоха тех июньских дней, вряд ли бы удалось ему избежать трибунала.

В 1942 году дело в отношении Покрышкина в Бакинский военный трибунал все же поступило. Он обвинялся в избиении в летной столовой старших офицеров, а также – в злостных нарушениях наставлений и инструкций истребительной авиации.

Историк А.В. Тимофеев отмечал: «В бумаге, которую написал для трибунала комполка (Исаев – авт.), было достаточно «компромата» как минимум для штрафбата! Оскорбления старших командиров, пререкания с начальством и, что самое мерзкое, «нарушения требований устава истребительной авиации»!... Ситуация складывалась почти безвыходная»[3].

Массовая драка, зачинщиком которой признали Покрышкина, произошла после выведения потрепанного в боях полка для переформирования в пос. Насосный в Азербайджане. Его исключили из партии, вывели за штат, отозвали представление к званию Героя Советского Союза. И завели уголовное дело.

Дело спас случай. Накануне судебного заседания, командующий 4-й воздушной армией Науменко приказал Покрышкину, уже известному тогда асу, выступить перед летчиками соседнего авиаполка по вопросу о тактике воздушного боя. Командир этого полка Тараненко, узнав от Покрышкиа о предании его суду, разыскал находившегося в госпитале комиссара 16-го гвардейского ИАП Погребного, который, по сути, спас Александра Ивановича от сурового наказания.

А вот с его лучшим другом А.Ф. Клубовым ситуация разыгрывалась по другому сценарию.

2. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945, посмертно) гвардии капитан Клубов Александр Федорович (1918-1945).

А.Ф. Клубов
А.Ф. Клубов

А.Ф. Клубов родился в дер. Яруново Вологодской области. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. На фронте – с августа 1942 года. Летал на И-153, И-16, «Аэрокобре». Совершил 457 боевых вылетов, сбил лично 31 самолёт противника и 3 – в составе группы.

Обстоятельства, которые привели этого выдающегося летчика на трибунальскую скамью, до конца не ясны и сегодня, поскольку дело не сохранилось.

Сослуживцы говорили о Клубове, как о храбром, рискованном воздушном бойце. И в то же время – необычайно скромном на земле человеке. Он практически не пил спиртного, но в мае 1944 года, на поминках погибшего в учебном полете командира эскадрильи Олиференко, видимо, употребил. И это обстоятельство сыграло в его дальнейшей судьбе роковую роль.

Возвращаясь в общежитие, Клубов столкнулся с солдатом-мотористом и в ходе вспыхнувшей ссоры, выхватил пистолет и ранил его.

Впрочем, в мемуарах и документах того времени при описании этой стычки встречаются разночтения: от варианта – моторист погиб, но дело «замяли», до версии о том, что Клубов в ходе потасовки произвел выстрел вверх, о чем написал в мемуарах А.И. Покрышкин. В другой своей книге «Небо войны» он, правда, уточнил, что «в перепалке с горячим Клубовым механик немного пострадал».

Судя по всему, пострадал моторист серьезно, поскольку военным трибуналом Клубов был приговорён к 6 годам исправительно-трудовых работ, с отбыванием наказания в своей части.

Спустя несколько месяцев, судимость с него была снята досрочно.

Жизненный путь воздушного аса оборвала трагическая случайность. 1 ноября 1944 года при посадке нового самолета «Ла-7» на аэродроме Сталева - Воля в Польше колесо попало в небольшую яму, и самолет скапотировал. Летчик ударился головой о прицел и погиб.

3. Герой Советского Союза (1942) гвардии майор Костылев Георгий Дмитриевич (1913-1960)

Г.Д. Костылев
Г.Д. Костылев

Г.Д. Костылев родился в г. Ораниенбаум Санкт-Петербургской губернии (ныне – г. Ломоносов Ленинградской области). Окончил школу пилотов Осоавиахима (в Ленинграде) и Центральную лётно-инструкторскую школу Осоавиахима (в Москве). На фронте – с 22 июня 1941 года. Летал на на И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, «Харрикейне», Ла-5 и Ла-7. Совершил 418 боевых вылетов, 10 самолетов сбил лично и 33 – в составе группы.

Интересно отметить, что Костылев, как и А.И. Покрышкин, тоже по ошибке сбивал свой истребитель. И имя его тоже наводило ужас на немецких летчиков.

В 1943 году Костылев был судим, разжалован и направлен в сухопутный штрафбат, воевавший на Ораниенбаумском плацдарме. А произошло вот что. В конце февраля 1943 года, во время краткосрочного отпуска в блокадный Ленинград, Костылев был приглашен в гости. Увидев там стол, ломившийся от изобилия яств и алкоголя, воздушный ас, насмотревшийся перед этим на умиравших от голода земляков, высказал офицеру-тыловику все, что он о нем думает и в ходе ссоры избил его.

Вот как описал случившееся Н. Бодрихин: «Сын блокадницы, Костылев, не на словах знавший цену блокадным мытарствам, в благородной ярости разнес это «гнездо пира во время чумы...»: разбил стоявшую перед ним посуду, стекла пузырившегося хрусталем серванта и опрокинул майора интендантской службы, пытавшегося прикрыть хрусталь своей грудью»[4].

После возвращения из штрафной части Костылев воевал в 4-м ИАП Балтийского флота и продолжал виртуозно сбивать вражеские самолеты.

4. Герой Советского Союза (1943) гвардии полковник Морозов Фотий Яковлевич (1919 – 1984)

Ф.Я. Морозов
Ф.Я. Морозов

Ф.Я. Морозов родился в дер. Сухая Арча (ныне – Ржевский район) Тверской области). Окончил Борисоглебскую военно-авиационную школу пилотов. На фронте с первого дня войны. Совершил 857 боевых вылетов, став лидером по этому показателю среди истребителей. Сбил 16 самолетов лично и 5 – в группе.

В ноябре 1944 года майор Морозов был осуждён военным трибуналом за избиение в составе группы летчиков придирчивого инструктора, который от побоев скончался.

Военный трибунал определил Морозову 10 лет лишения свободы, с отсрочкой исполнения приговора и лишением воинского звания. Судимость была снята после войны. Морозова восстановили в офицерском звании, и он продолжил службу в ВВС.

5. Герой Советского Союза (1946) гвардии подполковник Красавин Константин Алексеевич (1917-1988).

К.А. Красавин
К.А. Красавин

К.А. Красавин родился в г. Царицыно-Дачное (ныне – в черте г. Москвы). Окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. На фронте – с 22 июня 1941 года. Летал на МиГ-3, Як-1, «Харрикейне», Ла-5 и Ла-7. Совершил 376 боевых вылетов, провёл 106 воздушных боёв, в результате которых сбил лично 21 и в группе – 3 самолёта противника.

Осенью 1943 года, во время пополнения авиаполка в Туле, Красавин, по утверждению исследователей, совершил «серьезный дисциплинарный поступок»[5]. Судя по всему, произошла драка. А что еще может произойти на танцах с разгоряченными алкоголем молодыми парнями. Ну а поскольку дело дошло до трибунала, и Красавин был осужден с отсрочкой исполнения приговора до конца войны, последствия произошедшего, видимо, были серьезными. Впрочем, точку в этом деле можно будет поставить только после обнаружения в архивах подлинных судебных актов военного трибунала 3-й воздушной армии.

В 1944 году судимость с Красавина была снята. Но по этой причине он стал Героем Советского Союза только через год после победы.

[1] Военно-исторический журнал. № 9. 1988. С. 29-30.

[2] Пляченко П.Ф. Дан приказ... М. 1985. С. 143-145.

[3]Тимофеев А.В. Покрышкин. М. Молодая гвардия. 2005, С. 232-234. А.И. Покрышкин также написал об этом в мемуарах «Небо войны» и «Познать себя в бою».

[4]Бодрихин Н.Г. Советские асы. Очерки о советских летчиках. М. ЗАО КФК ТАМП. 1998. с. 107-108.

[5] Маркова М.П. Полк асов особого назначения. М. 2005. С. 288.